Жестокость задержания и обвинительной формулировки вызваны личной местью работников милиции молодым людям.
Об этом в интервью телеканалу «Белсат» заявила правозащитница Анастасия Лойко.
«Здесь очевидна личная месть работников милиции парням, ведь на самом деле то, что они сделали, очень сложно назвать грубым хулиганством. У нас сразу были вопросы по квалификации. Есть две проблемы: у них абсолютно не было хулиганского мотива, а свои собственные мотивы. С другой стороны понятно, что в Беларуси не работают правовые механизмы, ограничена свобода слова, выразить несогласие с тем, что происходит, очень сложно. Иногда люди доходят до отчаяния и должны выражать это в такой не очень хорошей, но все же форме», – отметила правозащитница.
В то же время милиционеры не ищут тех, кто создает надписи с нецензурными словами или рисует нацистскую символику. В случае же граффити «Беларусь должна быть белорусской» был очевиден интерес к общественной активности авторов, так как их изображения появились в социальных сетях и многим понравились, полагает госпожа Лойко. В результате милиционеры начали искать авторов, чтобы их остановить. «Я думаю, это была основная цель всего уголовного дела», – отметила правозащитник.
Напомним, 11 августа пятеро парней были жестоко задержаны по подозрению в участии по трем уголовным делам: нанесению белорусскоязычных граффити «Беларусь мае быць беларускай» и «Рэвалюцыя сьвядомасьці, яна ўжо ідзе…», а также замазыванию краской социального бигборд с изображением сотрудников милиции. Следственный комитет предъявил обвинения Максиму Пекарскому, Вячеславу Косинерову и Вадиму Жеромскому по ч. 2 ст. 339 «Хулиганство, совершенное группой лиц».
Процесс по «делу граффитистов» начался 25 января в суде Фрунзенского района Минска. Cуд начался с акции солидарности с граффитистами. Двое молодых парней, Павел Сергей и Максим Шитиков развернули растяжку «Нет политическим преследованиям!», один из них скандировал «Нет политическим преследованиям!», «Искусство не преступление!» и «Это не суд, это цирк!». За это молодых людей избили в здании суда работники милиции, а затем они были оштрафованы на $450 и $500.