В суде Фрунзенского района Минска утром 26 января возобновилось слушание резонансного дела.
На скамье подсудимых — Максим Пекарский, Вадим Жеромский и Вячеслав Косинеров. Они обвиняются в нанесении белорусскоязычных граффити "Беларусь мае быць беларускай" и "Рэвалюцыя сьвядомасьці, яна ўжо ідзе…", а также в порче краской социального бигборда с изображением сотрудников милиции.
Суд начался с 10-минутной задержкой из-за опоздания двух из трех обвиняемых. Судья сделала им замечание, после чего начались слушания, пишет БелаПАН.
Обвиняемые были допрошены в суде накануне, 25 января. Никто из них своей вины не признал.
В самом начале процесса владелец бигбордов — индивидуальный предприниматель (ИП) Руслан Масленников заявил, что не имеет претензий к обвиняемым, поскольку они полностью возместили ущерб, и подал ходатайство об освобождении подсудимых от уголовного преследования.
Как следует из материалов следствия, ущерб возмещен не только ИП Масленникову, но и собственникам объектов, на которые были нанесены оба граффити. Один из собственников, ЖРЭО, сообщил, что материальных претензий к обвиняемым не имеет.
Первый день рассмотрения "дела граффитистов" оставил ощущение абсурда — так прокомментировал начало процесса присутствовавший в суде правозащитник Валентин Стефанович. "Уж слишком тщательно подошли правоохранительные органы к расследованию какой-то надписи на заборе заброшенной военной части — у дела несколько томов, в том числе объемная экспертиза краски", — сказал он.
В то же время Стефанович выразил удовлетворение тем, что окончательные обвинения, выдвинутые против граффитистов, менее серьезные, чем первоначальные. "Если бы ребят осудили по первоначальным статьям, мы бы признали их политзаключенными", — заявил правозащитник. По его словам, была предпринята попытка "создать" из этих молодых людей "экстремистскую группу", но экспертиза показала, что экстремизма в рисунках нет. "Будем надеяться на адекватный приговор", — сказал Стефанович.
Максим Пекарский, Вадим Жеромский и Вячеслав Косинеров были задержаны 11 августа 2015 года. 20 августа им предъявили обвинение по ч. 2 ст. 339 УК (хулиганство, совершенное группой лиц), которая предусматривает наказание до шести лет лишения свободы. Около месяца все трое находились под арестом, затем их освободили под подписку о невыезде.
В отношении Пекарского обвинение переквалифицировали со ст. 339 на ст. 341 УК (осквернение сооружений и порча имущества), которая предусматривает наказание в виде штрафа, общественных работ или ареста до трех месяцев. Кроме того, с него сняли обвинение в порче бигборда, но оставили обвинения по двум эпизодам с нанесением граффити. Экспертиза граффити не обнаружила в рисунках признаков экстремизма.
Жеромский обвиняется по ч. 2 ст. 339 (хулиганство, совершенное группой лиц) и ст. 341 (осквернение сооружений и порча имущества) УК в связи с тремя эпизодами дела: нанесение надписи "Беларусь мае быць беларускай" и орнамента, перечеркнутого серпом с молотом, свастикой, другими символами и образами, а также нанесение на бывшей военной части надписи "Рэвалюцыя сьвядомасьці, яна ўжо ідзе…" с изображением силуэта человека, который бросает бутылку с зажигательной смесью. Жеромский также обвиняется в порче краской социального баннера с изображением сотрудников милиции по улице Горецкого в Минске, что, по оценкам следствия, нанесло материальный ущерб в 2,2 млн. рублей.
По делу Косинерова следователи сняли обвинение в нанесении граффити, но оставили эпизоды с порчей бигборда, а также материальный ущерб, который граффитисты полностью компенсировали. Окончательное обвинение Косинерову предъявлено по ч. 2 ст. 339 (хулиганство, совершенное группой лиц) и ст. 341 (осквернение сооружений и порча имущества) УК.