С точки зрения объективных факторов курс доллара США по отношению к белорусскому рублю вскоре должен вырасти до 23 тысяч.
После резкого подъема курсов доллара и евро по отношению к белорусскому рублю в середине января валютный рынок Беларуси начало лихорадить. Курсы сейчас прыгают туда-сюда и никак не могут остановиться. Предсказать такие скачки вряд ли возможно, но вот определить некоторый максимальный уровень, при достижении которого рынок должен стабилизироваться, можно попробовать. Ведь тогда станет понятно, когда закончится девальвация и стоит ли уже продавать валюту или лучше ее придержать.
Для этого надо изучить состояние внешней торговли Беларуси, так как именно она обеспечивает основной приток и отток валюты из страны.
Российский рубль опять стал слишком дешевым
На первый взгляд может показаться, что прошедший год оказался относительно благополучным. По данным Национального банка РБ, по итогам 11 месяцев 2015 года, несмотря на значительное падение объемов импорта и экспорта, сальдо внешней торговли Беларуси товарами и услугами оказалось положительным и составило 485,3 млн. USD. Это лучше, чем в январе – ноябре 2014 года, когда сальдо равнялось 344,2 млн. USD. Однако сальдо внешней торговли товарами оказалось хуже, чем год назад, и составило минус 1,57 млрд. USD против минус 1,54 млрд. USD в январе – ноябре 2014 года.
При этом в конце 2015 года состояние внешней торговли страны ухудшилось. В ноябре 2015 года сальдо внешней торговли Беларуси товарами показало самый плохой результат за 11 месяцев прошлого года и составило минус 621,5 млн. USD. Причиной ухудшения стал резкий рост объемов импорта и сокращение экспорта. Импорт товаров в Беларусь (в ценах ФОБ) в ноябре по сравнению с октябрем вырос на 254,1 млн. USD, достигнув 2.589,9 млн. USD. Это максимальное значение для данного параметра в 2015 году.
Суммарное сальдо внешней торговли товарами и услугами за ноябрь оказалось равным минус 436 млн. USD. Это примерно в 3 раза больше, чем в ноябре 2014 года, когда оно равнялось минус 144 млн. USD. Впрочем, и тогда данное сальдо было худшим за 11-месячный период.
В целом в 2014 и 2015 годах наблюдалась примерно одинаковая ситуация: в начале года экспорт превышал импорт, но в конце года ситуация становилась обратной. Чтобы найти причину этого явления, можно проанализировать динамику курсов российского рубля по отношению к белорусскому рублю и к доллару США. Там тоже наблюдается некоторая периодичность.
Так, до октября 2014 года курс доллара США, устанавливаемый Центробанком России, находился ниже 40 RUB/USD, а курс российского рубля по отношению к белорусскому, устанавливаемый Национальным банком РБ, был в интервале от 270 до 300 BYR/RUB.
Что произошло затем, всем хорошо известно: Центробанк РФ ввел плавающий курс рубля, в результате чего курс доллара по отношению к российскому рублю в ноябре-декабре 2014 года резко вырос. В Беларуси попробовали сдержать укрепление доллара по отношению к белорусскому рублю, что вызвало падение курса российского рубля по отношению к белорусскому до уровня ниже 200 BYR/RUB. А это привело к тому, что товары в России стали намного дешевле, чем в Беларуси, жители нашей страны дружно стали там закупаться, что обусловило отрицательное сальдо внешней торговли в конце 2014 года.
Рост импорта из России оказался таким значительным, что сдерживание курса белорусского рубля за счет валютных интервенций Нацбанка потеряло смысл, и из-за угрозы потери валютных резервов в Беларуси была осуществлена девальвация белорусского рубля по отношению к доллару и российскому рублю. Курс последнего по отношению к белорусскому постепенно поднялся до отметки около 280 BYR/RUB (да и по отношению к доллару российская валюта окрепла), после чего сальдо внешней торговли РБ товарами и услугами несколько месяцев держалось на положительном уровне.
Но затем ситуация снова начала меняться. В России опять начался рост курса доллара, который ускорился в ноябре-декабре. Более того, курс российского рубля по отношению к белорусскому снизился, правда, не в столь большой степени, как это было в конце 2014 года. Ниже 200 BYR/RUB курс уже не падал, но опустился до уровня около 250 BYR/RUB и там застрял. То есть белорусский рубль последовал за российским не в полной мере, хотя Нацбанк на этот раз наш рубль не поддерживал, и золотовалютные резервы на валютные интервенции не тратил. Белорусскую валюту поддержали коммерческие банки, которые продавали валюту, компенсируя отрицательное сальдо во внешней торговле (см. статью «Курс белорусского рубля от обвала спасают банки, продавая валюту»).
Чем бы это ни было вызвано, но слабость российского рубля в конце 2015 года сопровождалась восстановлением отрицательного сальдо внешней торговли Беларуси. Похоже, имели место те же процессы, что и в конце 2014 года, только в меньшей степени.
Равновесный курс – около 290 BYR/RUB
Таким образом, мы наблюдаем явную закономерность: рост курса российского рубля до уровня 280-300 BYR/RUB при курсе доллара США в пределах 40-60 RUB/USD сопровождается появлением небольшого положительного сальдо внешней торговли Беларуси. А при ослаблении российского рубля до 250 BYR/RUB и 70-80 RUB/USD внешняя торговля нашей страны уходит в минус, и курс белорусского рубля удерживается только за счет продажи валюты из резервов и банков.
Все это означает, что для обеспечения устойчивого положительного сальдо внешней торговли Беларуси наш рубль должен подешеветь по отношению к российскому рублю. Исходя из необходимости обеспечения положительного баланса внешней торговли на уровне порядка 2 млрд. USD в год, курс российского рубля должен находиться в интервале примерно 280-300 BYR/USD. Такое сальдо необходимо для того, чтобы наша страна выплачивала проценты по внешнему долгу при условии рефинансирования основной задолженности.
В этом случае финансовые потоки от внешней торговли и расчеты по процентам по внешним долгам в Беларуси будут примерно сбалансированы. То есть такой курс можно назвать обоснованным для Беларуси с фундаментальной точки зрения. Но в настоящее время данный курс находится на уровне около 260 BYR/RUB, то есть для достижения равновесия белорусский рубль должен ослабеть еще примерно на 10% по отношению к российскому рублю – до уровня около 290 BYR/RUB. А курс доллара должен подняться где-то до 23 тыс. BYR/USD.
Это весьма приблизительная оценка, и основана она на данных за последние два года, хотя ситуация в текущем году существенно изменилась. Как бы то ни было, мы получили хоть какой-то ориентир. Многое, разумеется, зависит от изменения условий внешней торговли, но тут вероятно скорее ухудшение, чем улучшение. С одной стороны, покупательная способность населения Беларуси значительно упала, что снизит импорт в нашу страну, но, с другой стороны, сократилась и покупательная способность населения и предприятий в России, что снизит там спрос на белорусские товары. А правительство РБ, судя по итогам совещания у президента 26 января, будет принимать меры по защите внутреннего рынка. Скорректировать оценку фундаментально обоснованного курса белорусского рубля можно будет после подведения итогов внешней торговли РБ за первые месяцы текущего года.
Но, конечно, надо иметь в виду, что данные расчеты проведены без учета потоков капитала в нашей стране. Если правительству и банкам удастся обеспечить превышение притока капитала в Беларусь над оттоком, то белорусский рубль может быть крепче. А вот если не удастся получить кредиты МВФ или Евразийского фонда стабилизации и развития, то для погашения внешнего долга Минфину и Нацбанку придется привлекать и скупать валюту на внутреннем рынке, что поднимет курсы доллара и российского рубля выше указанных уровней.
Владимир Тарасов, «Белрынок»