Апокалипсис, которого так долго ждали, четко обозначился на горизонте.
Мирный сон постсоветского пространства нарушил не супервулкан, не астероид, и даже черная дыра ни в чем не виновата. Все намного хуже – рухнули привычные цены на нефть. А тут еще снежок пошел, чего зимой никак не ожидали. Легко ли все это пережить великой стране, встающей с колен, и ее неугомонному сателлиту?
А ведь еще совсем недавно все было так прекрасно. Над планетой восходило солнце нашей надежды – загадочный Евразийский союз, уже с пеленок грозивший перерасти в Союз Советский. Народ у телевизора был счастлив. Ждали щедрых новогодних подарков и прочих благ. Но тут в победный марш начал вдруг вплетаться пренеприятный воющий звук – это вошли в синхронное пике гордые рубли союзников по несчастью.
Российский вообще потерял ориентацию и проскочил отметку 80 деревянных за один бакс. Однако и наш, будто конькобежец на шершавом льду, шлепнулся постыдно. Вылетел за пределы 20 тысяч за один зеленый. Каков пострел? И это в год великой деноминации, когда мудрое правительство уже вознамерилось урезать ему постыдные нули и поменять окраску. Чтобы устранить унизительное сходство с валютой зимбабвийской и хоть в чем-то приблизить к нормам европейским.
Восточные соседи после новогодней встряски всполошились не на шутку. Создали несколько авральных команд, которым поручили пересмотреть бюджет и еще в этом месяце подготовить план выхода из грозящей катастрофы. Бюджет пытаются секвестировать хотя бы на процентов на десять. Даже самые тупоголовые политики уже начинают понимать, что и этого будет мало. А потому урезают все – государственные программы, многострадальную социалку, даже футбольный чемпионат восемнадцатого года едва ли пощадят. Во всяком случае, о роскоши сочинской олимпиады просят не мечтать. Да что там, на святое посягнули – чиновников собираются сокращать.
Это все там, у них. А у нас – монументальное спокойствие. Точнее, стабильность. И гарант ее, которого еще на инаугурации восторженная челядь начала называть великим сыном белорусского народа, всеобщий аврал объявлять не стал. Зачем, вступая в пятый срок, пугать электорат? А потому он вызвал на ковер даже не премьера, а его зама. И спокойно, четко, перед телекамерами, чтобы видела страна, дал конкретное указание «заниматься обязательно обязательными вещами». Зампред выразил готовность выполнить все тотчас. Однако правитель задачу существенно усложнил, потребовав от чиновника, «чтобы анализ перспектив проводился в глобальном плане, не ограничивался одним рынком и одним направлением. Хотелось бы, чтобы мы раздвинули эти рамки, и посмотрели шире на то, что происходит».
Вот так – просто и ясно. Раздвинут, посмотрят, и будет все о'кей! А то ведь некоторые граждане уже заволновались: что нас ожидает, не катастрофа ли маячит впереди? Бюджет на этот год верстали на пике оптимизма - из расчета, что нефть на рынке будет стоить 50 долларов за баррель. А это значит, что России, с которой скованы одной цепью, не составит труда подбросить верному союзнику аварийный кредит - миллиарда два в заокеанской валюте.
И вдруг – такой облом! Тут еще и выплаты по внешнему долгу подоспели – более трех миллиардов, а собственных золотовалютных запасов осталось чуть больше четырех миллиардов зеленых. Как жить?..
Лузеры все еще надеются, что чудо произойдет. То ли этот жестокий мир услышит наконец пламенные призывы нынешнего вождя Венесуэлы, то ли на Ближнем Востоке что-то снова бабахнет, но так или иначе окаянные цены на нефть вернутся к разумным пределам. Однако известные экономисты, постоянно отслеживающие конъюнктуру рынка, никаких надежд не оставляют: падение – это надолго. И даже 10 долларов за баррель марки Brent для нынешнего года уже не фантастика. Так что же в этих крайне неблагоприятных условиях ждет нашу страну?
Профессор Станислав Богданкевич этот традиционный вопрос поставил иначе: а почему Беларусь так взволновало падение нефтяных котировок? Когда это наша страна вошла в число экспортеров? Она же всегда покупала нефть для своих НПЗ. Не пытается ли здешняя власть за общей шумихой вокруг падения цен на нефтяном рынке скрыть плачевные итоги авторитарного управления экономикой Беларуси?
А впрочем, кто же не знает, что кризис – это не наше. Это нам подкинули. А потому можно было вполне ожидать, что едва отпраздновав свое пятое восхождение на вершину власти, правитель и главнокомандующий выхватит саблю и поведет полки против главного врага. И в самом деле, битва с кризисом началась. Но какая-то очень странная.
Первым на прорыв блокады пошел отважный отряд ЖКХ. Первые счета этого года – как предвестие будущих бурь. Подорожало все. Но это еще только цветочки. Цены, как и было обещано, взлетят в разы. Считают, не могут сосчитать. Невозможно расшифровать ребусы, спущенные по вертикали. Вот как начислять плату за вечно ломающийся лифт могилевского производства – подушно или по весу пользователя? Эксперты, близкие к светлым высотам, советуют: надо начислять по метражу квартиры. Чем больше метров, тем больше платишь. Гениально! Плата за воду повысилась втрое. А как же иначе – тут ее дефицит, живем почти в Сахаре.
Да что там эта несчастная коммуналка! Стремительно дорожает проезд на транспорте – городском, пригородном, железнодорожном. Мало того, уже и основные продукты - хлеб, мясо, молоко и даже детское питание – вырвались на свободу. Будто резвые жеребята устремились к сияющим горизонтам. Где-то там трепыхаются и лекарства. О ценах на квартиры, дома и говорить не приходится. Беларусь уверенно выходит в число самых дорогих стран.
Но не все так плохо, как многим кажется. Не надо забывать о главном – государство у нас социальное. Здесь каждый окружен заботой и вниманием властей. Едва вступив в свой пятый срок, правитель поспешил к деткам на елку. И честно рассказал им, каким тяжелым будет этот год. Пусть привыкает малышня. Посетил рожениц, напутствовал добрым словом. Потом проведал стариков в интернате, каждому подарив по шарфику или платочку. Не забыл напомнить, что квартирки-то стоило бы сдать государству. А то ведь черные риэлторы так и мельтешат.
В постоянных трудах и делах не забыли и тех, чьи пенсии устремились в бездну вслед за рублем. Обнаружили явную несправедливость – человек работал всю жизнь, зарабатывал прилично, а пенсия у него такая же, как у забулдыги, который уютно устроился с бутылкой в тени забора. Решили все исправить. Долго считали. И уже в январе для особо отличившихся на трудовом фронте вышла неплохая прибавка в рублевом эквиваленте: кому талон на проезд, а кому целых два. И жизнь хороша, и жить хорошо – социальное государство!
Правитель и его приближенные свято уверены, что строительство процветающей вертикали завершено, никакие реформы не нужны, ничего менять не надо. Все схвачено, все под контролем. Вроде бы найдена оптимальная формула незыблемой власти. Даже оппозиция, так осложнявшая придворную жизнь, заметно угнетена зверскими разгонами, тюремными сроками, безумными штрафами. В стране воцарился почти тот самый «немецкий порядок», о котором мечтал правитель в начале своей невероятной карьеры. В этой стройной схеме примитивной власти учтено почти все, кроме разве что мелкого пустяка.
Есть такой неприметный пушистый зверек по имени Время. Никто толком не знает, где это странное существо притаилось – то ли в лесах под Барановичами, то ли в окрестностях Гринвича, а может, и под самым охраняемым забором страны. Как это там, в старой детской песенке? Придет серенький волчок и укусит за бочок.
И все, в лучшем случае – пенсия. Шесть соток. Прудик с лягушками. Диплом почетного мичуринца за ананасы на Шкловщине. Свирепые счета ЖКХ. И своевременная помощь социального государства – три талона на троллейбус. За особые заслуги.
А терпеливому народу от былого вертикального величия останется разве что старый мундир с блестящими пуговицами. И, как говорили в старину, будет очень стыдно за напрасно прожитые годы. Не правителю – ему начхать. Его верноподданным и тем из его чиновников, которые все понимали, все предвидели, но не смели голос подать.
Да, это досадно – вдруг однажды узнать, что вечных диктатур не бывает. А тем более, правителей - как же мы без него?..
Не надо отчаиваться. Все поправимо. Стоит только взять вакантную реликвию с блестящими пуговицами и прокатиться хотя бы по той же Могилевщине – примерить, кому подойдет. Что там какой-то начальник, даже Золушку удалось отыскать таким способом. Едва ли не в каждом селе найдется мужик, и даже с усами, который, накинув мундир, будет точно уверен, что знает кратчайшую дорогу к народному счастью.
Напрямик, через болото. Особенно прекрасен этот путь, если смотреть с вершины вертикали.
Владимир Халип, специально для charter97.org