Бюллетени после голосования на местных «выборах» снова считали «свои люди».
Правозащитника Алексея Колчина удалили с избирательного участка №12, который находится в помещении Могилевского профессионального лицея №1, ровно через пять минут после начала подсчета голосов избирателей. На этом участке правозащитник был зарегистрирован в качестве наблюдателя от Могилевского правозащитного центра, сообщают «Правозащитники за свободные выборы».
«Когда начался подсчет голосов я встал и подошел поближе, чтобы видеть процедуру подсчета, - говорит Алексей, - председатель избирательной комиссии приказал мнет занять место для наблюдателям, на что я ответил, что оттуда ничего не видно».
После того, как Алексей отказался подчиниться приказу председателя избирательной комиссии, той сказал сотруднику милиции выпроводить его с участка.
В Солигорске наблюдатели от объединения казаков на одном из участков для голосования угрожали избиением доверенному лицу кандидата в депутаты Алексея Волобуева Ивану Шило и активисту избирательного штаба Андрею Тычине. Употребляя нецензурную брань и оскорбления, казаки-наблюдатели потребовали от молодых людей покинуть территорию школы, на которой находится участок, сообщают «Правозащитники за свободные выборы».
Притом сотрудник милиции, который находился рядом, никак не отреагировал на действия казаков.
Ситуация закончилась ничем. Но, после того как Иван Шило сделал замечание председателю комиссии о присутствии в зале для голосования провластного кандидата, военного комиссара Валерия Заинчковского, угрозы продолжились в сторону Андрея Тычины, который вышел на улицу.
Активисты избирательного штаба Волобуева подготовили жалобу в милицию и участковую комиссию с требованием лишить регистрации наблюдателей от объединения казаков Солигорска.
С избирательного участка № 57 Железнодорожного избирательного округа № 20 были удалены наблюдатель Виктор Петровский и доверенное лицо кандидата в депутаты Федора Масленникова Михаил Пашкевич.
Председатель комиссии Василий Авенюк не объяснил причин своего решения и отказался письменно его оформлять. Он вызвал милиционера и распорядился удалить их из помещения.
Основанием для удаления, по мнению наблюдателя, послужил факт передачи председателю комиссии «Акта о нарушении организации голосования по месту пребывания избирателя» (ст.54 Избирательного Кодекса). Наблюдатель зафиксировал, что члены комиссии получили для голосования по месту проживания избирателей большее, чем необходимо, количество бюллетеней, причем не было даже предварительно оформленного вкладного листа со списком таких избирателей.
На действия председателя участковой комиссии подана жалоба в окружную избирательную комиссию.
Ощеизвестно, что статья 13 Избирательного кодекса объявляет выборы в Беларуси открытыми и гласными. Так ли это в самом деле? Наблюдатель Сергей Говша, который имеет большой опыт наблюдения, хорошо помнит, как его раньше не допускали к наблюдению в Барановичскую территориальную избирательную комиссию, которая всегда находилась в горисполкоме (как и сейчас).
Поэтому Сергей Говша решил заранее проконсультироваться у секретаря Центральной избирательной комиссии Николая Лозовика, сообщают «Правозащитники за свободные выборы».
Позвонив 24 апреля в Центризбирком, наблюдатель рассказал Лозовику, как его раньше не пускали в день голосования в территориальную комиссию, заявляя, что он может присутствовать наблюдателем в день выборов только на заседании территориальной комиссии. Далее Сергей Говша высказал свое мнение насчет того, что работа комиссии по приему избирательных бюллетеней и протоколов с участков и проводится в режиме заседания. А иначе - как она может принимать протоколы и голосовать о принятии или непринятия этих документов? Поэтому наблюдатель и поинтересовался, какого мнения по этому вопросу придерживается Н.Лозовик.
Секретарь ЦИК ответил, что согласно ст.13 ИК наблюдатель может присутствовать только на заседании комиссии. Он объяснял: «Мы ведь тоже работаем, и к нам приходят наблюдатели - только на заседание. Есть заседание, есть повестка дня, тогда рассматривается вопрос, кто-то там предлагает проект решения. А как там готовится вопрос - это все не на заседании. У нас есть аппарат в Центральной комиссии. Они что-то проверяют, изучают, и только потом на заседании комиссии, в присутствии наблюдателей, рассматривается этот вопрос. И если завтра вас не пустят в территориальную комиссию, то они будут правы».
- Выходит, что мы ничего не можем наблюдать? - переспросил С.Говша у секретаря ЦИК.
- Это неправильно, это ваша точка зрения, вы можете присутствовать на заседании, - ответил Николай Лозовик.
Выходит, что наблюдатель на избирательном участке может сидеть на расстоянии 14-15 метров и смотреть на спины членов комиссии. А присутствовать при передаче бюллетеней в территориальной комиссии - нельзя. Так наблюдение ли это, задает риторический вопрос Сергей Говша.
.