Высокий процент проголосовавших досрочно свидетельствует об организованном и принудительном процессе выборов.
Такое мнение в интервью БелаПАН высказал один из участников кампании «Правозащитники за свободные выборы» Валентин Стефанович.
Напомним, согласно официальным данным, в досрочном голосовании приняли участие 29,3% избирателей.
«С одной стороны, это удивительная цифра, с другой - ничего удивительного в этом нет. Ничего удивительного, потому что практически в каждой избирательной кампании у нас в Беларуси досрочно голосуют около 25% избирателей. Удивительная эта цифра потому, что местным выборам в Беларуси традиционно уделяется мало внимания. Именно поэтому был отменен порог явки на эти выборы. И то, что у нас проголосовало досрочно 29,3% избирателей, свидетельствует, что властям очень хотелось продемонстрировать, как активно наши граждане участвуют даже в таких незначительных выборах. И эта цифра свидетельствует о том, что участие в досрочном голосовании носит организованный «сверху» и принудительных характер», - отметил Стефанович.
По его словам, процедура досрочного голосования должна носить скорее исключительный, чем обязательный характер. «Для чего задумана эта процедура? Для того чтобы в голосовании могли принять участие люди, которые по каким-либо важным причинам не смогут прийти на участок в день голосования. Но никто же не поверит, что треть избирателей в день голосования уехала из страны!» - заявил Стефанович.
Кроме того, продолжил правозащитник, процедура досрочного голосования не позволяет наблюдателям проконтролировать справедливость выборов. «В итоговом протоколе избирательных комиссий отражается только общий результат подсчета голосов. Как проголосовали избиратели во время досрочного голосования и как в основной день голосования - в нем не указывается. Кроме того, наблюдение за процессом голосования в течение пяти дней досрочного голосования очень затруднительно. Поэтому такой процедуры досрочного голосования, как у нас, вообще не должно быть», - заявил Стефанович.