Кредиты от России и МВФ не спасут Лукашенко.
Средняя зарплата в декабре 2015 года составила 7 миллионов 424 тысячи рублей, или 412 долларов. Фактически декабрьский заработок сравним с зарплатой на январь 2015 года. Однако с учетом январской девальвации, средняя зарплата за декабрь 2015 года уже усохла до 344 долларов.
Сравним с тем, что было год назад: в декабре 2014 года средняя зарплата в Беларуси составила 6 миллионов 805,9 тысячи рублей, или почти 619 долларов. Фактически за год среднестатистический белорус потерял почти 207 долларов.
Почему средняя зарплата обвалился за один только год на 200 долларов? Какие перспективы ожидают белорусские зарплаты в 2016 году? Своим мнением с читателями издания «Новы час» поделился экс-председатель Национального банка Станислав Богданкевич.
- Причины падения зарплат общеизвестны. Экономика падает: на 4% упал ВВП, по официальным данным. Упала промышленность на 7% упало производство сельского хозяйства почти на 3%, упала производительность труда. Идет экономический обвал, вызванный нереформированностью экономики, работой на склад, убыточной деятельностью флагманов белорусского промышленности: МАЗ, МТЗ, БМЗ.
Общий упадок экономики, когда власти не делают выводов, политического обновления ведущего аппарата не происходит, а Лукашенко в который раз говорит, что не допустит никаких реформ, отказ от которых и привел к всеобщему обнищанию населения.
- Белорусский рубль вошел в топ-9 наиболее невыгодных валют для инвестиций по итогам 2015 года. По подсчетам Bloomberg, наши деньги за год обесценились на 42%. Как инфляция отразилась на зарплатах?
- Рубль обесценился не на 42%, а на 57% по официальным данным. На обесценивание рубля повлияло много факторов. Один из них - сегодня Нацбанк не имеет возможности маневра из-за отсутствия золотовалютных резервов. Чистые золотовалютные резервы составляют сегодня только два миллиарда долларов, а только государственные платежи в этом году - три с лишним миллиарда. А если добавить сюда еще платежи банков на погашение своих заимствований, то долг доходит до семи миллиардов. Резервов нет, если экономика падает, то и валютный курс также должен подать. Даже в условиях, когда он определяется спросом и предложением. Внешнеторговый баланс якобы почти сбалансированный, но не сбалансирован платежный баланс - нужно платить долги.
Власти просят 6 миллиардов внешних кредитов: 3 - от России и 3 - от МВФ. В случае получения денег ситуацию улучшить не удалось бы, но сохранили бы статус-кво. Но без реформ, а Лукашенко снова повторил, что не допустит ни политических, ни экономических реформ, не дают кредиты ни на востоке, ни на западе. А значит, мы обречены на падение уровня жизни.
Я смотрю по себе: пенсия не растет, а цены на медикаменты даже по официальным данным увеличились чуть ли не на треть, цены на потребительском рынке растут постоянно. Объявлено, что в условиях падения мировых цен на энергоресурсы в Беларуси растут цены для граждан, потребителей: на электроэнергию - на 20%, на газ - на 20%, коммунальные услуги - на 30%. Идет постепенное, но неуклонное обнищание людей.
Надеюсь, что, несмотря на малограмотные заявления о недопущении реформ, власти все же начнут шевелиться. Но в этих условиях ухудшение уровня жизни людей будет продолжаться. И валютная составляющая тоже будет падать, но насколько - трудно прогнозировать.
Хотелось бы надеяться, что наконец будет принято решение о структурные преобразования, связанные прежде всего с политической составляющей. Власть должна держать отчет перед избирателями. А значит, произойдет кадровое обновление правительства, директорского корпуса: кадры есть, только система застыла, она базируется на вчерашнем дне - получать вместе с Россией доходы от завышенных цен на нефть и газ.
- Но сейчас, наверное, трудно прогнозировать вероятное дно падения зарплат?
- Безусловно, заработки могут упасть до уровня 1991-1995 годов. Но тогда развалился Советский Союз, и руководства, в том числе и я, де-факто должны были делать структурную перестройку производства. В 1991 году 40% белорусского промышленности работало по заказам Министерства обороны СССР. СССР грохнулся, и заводы остановились. Но тогдашний обвал был вызван объективными факторами, а теперь обвал идет по субъективным факторам: власть не понимает, что происходит ни в мире, ни в белорусской экономике.