Минздрав утверждает, что в стране сделано всё для качественной работы сферы медицины.
Осталось только не допускать организационных промахов, смириться с небольшой зарплатой и не брать взяток, пишут «Белорусские новости».
Врачей почти хватает…
По данным Минздрава, на начало 2016 года численность работников c высшим медицинским образованием в стране составляла 50 347 человек. Правда, практикующих врачей, то есть тех, кто непосредственно оказывает медицинскую помощь населению, гораздо меньше — 36 485 человек.
За последние пять лет численность практикующих врачей возросла на 23,4% (с 29 575 человек в 2010-м), однако вакансий в медицине по-прежнему достаточно. При среднем по стране коэффициенте совместительства 1,27 укомплектованность врачебных должностей на начало 2016 года составила 97%.
«Задача на местах, — сказал министр здравоохранения Василий Жарко 27 января на коллегии Минздрава, —рационально использовать имеющиеся кадры, в первую очередь комплектовать первичное звено, а затем вспомогательные службы. В 2016 году все районы Беларуси должны быть укомплектованы узкими специалистами. Надо прекратить практику распределения всех в областные города и не заниматься необоснованным перераспределением».
Министр подчеркнул, что при отсутствии узких специалистов «заместители главных врачей и заведующие соответствующими отделениями должны совмещать руководящую и вакантную должности».
«Главное — обеспечить доступность и качество медицинской помощи населению, — отметил Жарко. —Каждый начальник управления должен жить в районах и выстраивать работу, помогая на местах, а не сидя у себя в кабинете». «Не забывайте, что лечебный процесс непрерывен, и в субботу организации здравоохранения работают. Присутствие на рабочем месте руководителя придаст уверенности подчиненным», — обратился министр к руководителям учреждений здравоохранения.
А пациенты всё недовольны
Василий Жарко упомянул социологическое исследование, проведенное в прошлом году Информационно-аналитическим центром при Администрации президента.
Согласно соцопросу, чаще всего среди проблем отечественного здравоохранения называли огромные очереди как на прием к врачу, так и на обследования; отсутствие узких специалистов; недостаточное время, которое врач уделяет пациенту; сложности с прохождением медкомиссии; проблемы с заказом талонов через интернет. Основой большинства проблем министр здравоохранения считает неправильную организацию процесса на местах. «И всех это устраивает, включая начальников управлений здравоохранения», — отметил Василий Жарко.
По его словам, руководители должны быть заинтересованы в том, чтобы у врачей были нормальная зарплата и жилье: «Бывает иначе. Врач приезжает на первое место работы, и никому не нужен. Нет жилья, премия минимальная, плохие бытовые условия, нет социальной поддержки, сложности адаптации в коллективе. Все это приводит к тому, что, отработав два года, молодой специалист уезжает в другой город, а иногда уходит из отрасли». «Есть районы, откуда уезжает больше врачей, чем туда направили», — обратил внимание министр.
Недопустимо, когда начальник управления здравоохранения не дает должной оценки руководителям подчиненных организаций, смотрит на их недостатки и промахи сквозь пальцы, отметил Жарко. Он сообщил, что в связи с вышеизложенным президент поручил ему согласовывать кандидатуры на должность главных врачей.
Кто виноват в коррупции в медицине?
Недостаточная принципиальность руководящих кадров оказывает влияние и на уровень коррупции в здравоохранении, считает министр. Именно руководство медицинских учреждений обязано отслеживать дисциплину, и «пощады коррупционерам, невзирая на их заслуги и ранги, не будет».
Отметим, что в 2015 году больше всего преступлений коррупционной направленности учтено (приговоры вступили в силу) в здравоохранении — 221. «Насколько мне известно, ни один из руководителей учреждения здравоохранения, где было совершено коррупционное преступление, не был отстранен от занимаемой должности», — отметил Жарко.
Удивляет, что к проблеме коррупции в отрасли руководство Минздрава подходит формально, делая упор на административные и репрессивные меры, но умалчивая о системных причинах коррупции — низких зарплатах и проблемах с доступностью многих медицинских услуг.
Сегодня в бюджетном секторе белорусского здравоохранения медики, чтобы зарабатывать более-менее, вынуждены работать на 1,2-1,5 ставки. С учетом такой интенсивности труда средняя зарплата врачей в декабре 2015 года составила 6 млн 133,6 тыс. рублей. Не удивительно, что медики с низкими зарплатами не считают зазорным принять от пациентов плату или презент.
При этом заместитель премьер-министра Наталья Кочанова на коллегии Минздрава высказала мнение, что медики «как работают, так и зарабатывают».
Она отметила, что «молодой человек, который приходит учиться в медицинский вуз, вряд ли рассчитывает получать огромную зарплату». «Если человек принял для себя решение идти учиться в непростой вуз, значит, принял решение работать во благо людей, во благо народа. С этой точки зрения и надо готовить будущих медиков», — сказала заместитель премьер-министра.