Как ранее писал "Ежедневник" Государственный комитет по имуществу определил перечень из 60 белорусских предприятий, акции которых планируется продать в 2016 году с аукционов. Среди будущих лотов есть достаточно привлекательные активы, при грамотном вложении в которые можно было бы неплохо заработать. При этом, белорусское государство в последние годы также сделало немало, чтобы улучшить инвестиционный климат в стране. Однако, несмотря на все плюсы, шансы найти покупателя весьма невелики даже у "Горизонта" и "БАТЭ".
Как отмечают эксперты, проблема Беларуси не только в том, что риски потенциальных инвесторов в акционерный капитал по-прежнему очень высоки. И это несмотря на все старания правительства по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. За примерами далеко ходить не надо - они до сих пор у всех на устах. И тут не важно, кто виноват. Многие потенциальные инвесторы даже не вникают в суть конфликта государства с некогда пригретыми бизнесменами - достаточно лишь самого факта.
Впрочем, риски, даже белорусские, еще можно как-то просчитать. Кроме того, существуют потенциальные инвесторы, чья международная репутация настолько безупречна, что они уж точно не рискуют вступить в конфликт с действующей властью. Но даже они неохотно рассматривают варианты покупки акций белорусских предприятий.
Все дело в том, что в Беларуси потенциальный инвестор, особенно миноритарный, не имеет в дальнейшем простого рыночного механизма последующего выхода из состава акционеров. Это основа частных инвестиций во всем мире: купить акции, чтобы потом выгодно их продать.
Как заявил глава регионального представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси и Украине Руфат Алимарданов на состоявшейся недавно встрече с белорусскими журналистами, корпорация почти не инвестирует в акционерный капитал белорусских предприятий и это есть только одна причина.
"Сложность, с которой мы сталкиваемся при инвестировании в акционерный капитал напрямую, это сложность последующего выхода. Мы всегда инвестируем как миноритарный инвестор и с определенным горизонтом времени, например, 5 лет. Может быть несколько больше или несколько меньше. Но по прошествии какого-то времени акционеру нужно выходить из таких инвестиций для того, чтобы можно осуществлять финансирование других проектов, в том числе и в других странах", - пояснил Руфат Алимарданов.
По словам эксперта, для потенциальных инвесторов в акционерный капитал очень важен момент выхода из таких инвестиций.
"Но как показал опыт инвестирования в Беларуси, мы очень мало видели возможности для выхода. Выход возможен либо через торги на бирже (в самой стране или на других площадках, чего в Беларуси нет), либо через продажу доли новым стратегическим инвесторам, что также очень сложно в Беларуси. Поэтому при таких сделках мы принимаем во внимание реализуемость последующего выхода. Семь лет назад было много инвестиций с прицелом на продажу, в том числе российским или западным стратегическим инвесторам, но в конечном итоге мы мало видели таких перепродаж", - заявил Руфат Алимарданов.
В результате, по словам эксперта, IFC неохотно рассматривает предложения по покупке акций белорусских предприятий, хотя и открыта для любых предложений.
Аналогично не проявляют интереса к покупке акций белорусских предприятий и другие потенциальные инвесторы. Причем не проявляют инвесторы интереса не только к государственным, но даже к частным предприятиям. При этом, если от частных предприятий хотя бы можно хороших дивидендов дождаться, то от государственных - вряд ли.
Единственные инвесторы, которые еще проявляют интерес к покупке государственных активов - это отечественные бизнесмены. Однако сегодня и они по вполне понятным причинам не готовы вкладывать средства в покупку акций белорусских предприятий.