В декабре в минской прокат вышел фильм молодого белорусского режиссера Влады Сеньковой «Граф в апельсинах».
Снятый на собственные деньги с привлечением краудфандинга, проект мог рассчитывать только на окупаемость с продажи билетов. Но, как показала практика, кинотеатры хоть и идут навстречу молодому белорусскому кино, больше половины от прибыли забирают себе. Afisha.tut.by поговорила с Владой о том, как попасть в минский прокат и сколько собранных средств реально идут в копилку съемочной группы.
— Вот о чем мы не подумали, когда выходили в прокат, так это о пересечении с мировыми блокбастерами, — начинает разговор Влада и напоминает, что когда «Граф в апельсинах» прокатывался в кинотеатре «Победа», в Минске еще не отгремели «Звездные войны». — В принципе нам не особо это помешало. Мы постарались максимально распиарить фильм, и народу пришло достаточно много. В первые 4 показа фильм посмотрело 940 человек. Во вторые 4 показа — 250. При том что пиаром в январе мы особо уже не занимались. Я считаю это хорошим показателем.
Продолжая разговор о том, как же молодому режиссеру попасть в минский прокат, Влада рассказывает, что всегда можно обратиться к посредникам (в случае с «Графом в апельсинах» Влада благодарна «АртКорпорейшн», которая помогла договориться о прокате картины), но надо иметь в виду, что за это тоже придется платить.
— Около 70% своих доходов мы отдали тем, кто привел нас в кинотеатр, и самому столичному прокату. Из оставшихся 30% мне нужно заплатить около 8% налога. Давайте считать: за декабрь за вычетом этих 70% у нас осталось 7 миллионов. Сразу отнимаем 8% на налог и сумму, затраченную на рекламу. Само собой, в основном всем пиаром занимались мы. В результате остаток — очень грубо — составит миллиона 2−3. И вот это все мне нужно будет разделить на команду около 30 человек, которая работала у меня за процент.
В феврале картину взялся прокатывать частный кинотеатр Silver Screen, где ситуация с прибылью для молодого автора и вовсе почти критическая.
— Если к ним приходит дистрибьютор, кинотеатр работает по одному проценту. Но я не дистрибьютор и гарантировать наполненность залов не могу. Поэтому за все вечерние сеансы «Графа в Апельсинах» кинотеатр забирает 90%, а за дневные и ночные — 70%.
Поэтому рассуждения о том, что кино за 2500 долларов в эквиваленте окупается с двух сеансов, не совсем верное. Любое кино требует хорошей рекламы. И тут вот как раз и вспоминаешь о бюджете. Даже «Выживший» от прекрасного Иньярриту гремит рекламной кампанией и в Беларуси, и в мире. Это при том что на это кино все равно бы пришли, пусть не так массово, как после рекламы. Любые деньги несут деньги. Поэтому безбюджетное кино, особенно в белорусских реалиях, очень сложно продвигать.
Но меня очень порадовал тот факт, что и в кинотеатре «Победа» с душой отнеслись к нашему фильму. Впрочем, как и Silver Screen Cinemas, который без доли сомнений согласился принять нас в прокат (и тут я не хочу перетягивать на себя одеяло — кинотеатр действительно с энтузиазмом настроен показывать фильмы белорусских режиссеров). Это мое первое кино, и я не знаю, как было раньше. Но то, что кинотеатры готовы показывать белорусское — факт, и очень приятный. И если не стоит цели заработать (что, впрочем, отнюдь не плохо — ведь следующее кино тоже нужно на что-то снимать), то новости достаточно положительные.