В Беларуси существует миф о богатой жизни солигорских шахтеров: высокая зарплата, социальные гарантии, охрана здоровья.
Сотрудники «Беларуськалия» в интервью «Радыё Свабода» говорят, что это не совсем так, особенно в условиях кризиса. Хотя заработки здесь действительно самые высокие в стране.
Матфей Хвостиков, 21 год:
- В детстве я хотел стать дальнобойщиком или летчиком гражданской авиации. Сейчас работаю горнорабочим очистительного забоя. Заработок в 1000 долларов здесь реальность, но он есть далеко не везде.
Сюда попасть непросто. Многие месяцами стоят на порогах начальников. У некоторых получается, у некоторых нет. Мне было проще, после училища сюда распределили. Моя зарплата сегодня не самая справедливая, ведь деньгами трудно мерить здоровье. Да и девальвация.
Плюс такой работы - деньги, но, опять же, у нас девальвация. Минусы - это здоровье. Отдых для меня - это любой сон, потому что у меня «плавающий» график. Работаю и в выходные, и в будни. Плохо и тогда, когда отдых в будничные дни, - не с кем проводить время.
«За два года ничего особо и не накопил»
Работать здесь всю жизнь я не планирую. Получу высшее образование и выберусь из шахты. Раньше, возможно, у шахтеров в моем возрасте уже все было - и квартира, и машина. Но я за два года так особенно ничего не собрал.
Насчет того, что шахтеры мало живут. Есть люди, которые и в 50-60 работают в шахте и чувствуют себя хорошо, а есть те, кто выходит на пенсию и сразу умирает, хотя раньше проблем со здоровьем не было.
В настоящее время в нашем городе строят только супермаркеты и магазины. Было бы хорошо, чтобы в Солигорске появился театр или хотя бы нормальный кинотеатр, аквапарк и другие развлечения. А так в «богатым» городе некуда сходить, помимо магазина. Поэтому отдыхать езжу в Минск.
Александр Кузнецов, 25 лет:
- Раньше я мечтал делать что-то для себя - то, чего хочется. И делал. С 21 года работал в одной и той же компании, в сети салонов сотовой связи. Были различные должности, от продавца до эксперта.
Техническое образование я получил, когда мне было 20. Просто тогда не хотелось монотонной работы на государство. А вот в 25 я имел все навыки, чтобы грамотно себе поставить среди «старожилов» в «Беларуськалии» - целеустремленность с легким налетом наглости, стрессоустойчивость и старые «корочки» слесаря по контрольно-измерительным приборам.
Коллектив довольно хороший, дружеский, условия приятные, работа не тяжелая. Но и заработок не такой высокий, не тот разряд еще. О зарплатах шахтеров не скажу, но те же «забойшчыки» зарабатывают много. Зарплата высокая, но не всегда постоянная, могут и по полгода дома сидеть.
«Бешеные деньги здесь - это миф»
Попадают в шахтеры через родителей, это такое наследство. Кстати, поэтому у многих машины и квартиры так рано появляются: родители помогают. Интересная ли у нас жизнь? Я путешествовал по Беларуси и заметил - в Солигорске чем богаче человек, тем он более скуп.
Попасть в «Беларуськалий» самому трудно. Мне помогло стечение обстоятельств и другие обстоятельства. Заработок шахтера доходит до тысячи долларов, сами подумайте. Но такой он далеко не у всех. Такая сумма для жизни на месяц достаточная, поэтому многие тратят их на акции, недвижимость, депозиты - это тоже дополнительный доход. Но в общем, сумасшедшие деньги здесь - это миф.
Андрей, 22 года:
- Конкретной цели стать кем-то я перед собой в детстве не ставил, хотя в классе 8-9-м четко знал, что ни милиционером, ни военным не буду. Свою должность я не хочу называть, но скажу, что я принадлежу к инженерно-техническому персоналу и связан с экономикой.
Рабочий день, как и у большинства управленческого персонала, начинается в 8 утра - и до 5 вечера с перерывом на обед. Но редко бывает, что я ухожу с работы вовремя, часто остаюсь доделывать то, чего не успел. Работы много. Часто слышал и во время учебы в столице, что все, кто работает в «Белкалии», зарабатывают огромные деньги. Спешу опровергнуть это утверждение. Зарплата в среднем 6-7 миллионов для таких, как я. После университета это максимум.
Конечно, в шахте парни могут зарабатывать больше. Но это очень тяжелая работа. Мой друг работает в забое, он, может, и получает 1000 долларов или немного больше, но это трудно и опасно, и я считаю, что это даже мало, если ты рискуешь жизнью каждый день.
Сложности при трудоустройстве есть. А где их сейчас нет? Но если поставить цель и обивать пороги высоких кабинетов какое-то время, то все получится. Может, сразу и не на престижную специальность и не сразу в шахту, но дальше можно пойти на курсы, или, если есть высшее образование, пытаться пробиваться.
Зарплата сейчас - больной вопрос. Года два-три назад я мечтал о таких суммах, но тогда доллар стоил 9000, а сейчас - более 20 000. Хотя если брать моих сокурсников, те немногие, кто работает по специальности, таких денег не видят даже в столице.
Минусов достаточно много, но не хочется выметать сор из избы. Но и плюсов достаточно. В «Беларуськалий» самая лучшая коллективный договор в СНГ, рабочие и служащие хорошо защищены социально. Хватает и бонусов от профсоюзов, много организовывается туристических поездок и так далее. Но система советская и никуда не делась. Многое надо менять.
«Производство вредное, и на пенсию выходят рано»
Оставаться на всю жизнь в Солигорске не хотелось бы. В перспективе мечту работать на себя, а не на «дядю». Но нет ничего более постоянного, чем временное.
На «Беларуськалий» я на самом деле понял, что значит быть частью огромной производственной машины. Предприятия - промышленный гигант, и это ощущается практически во всем, что касается моей работы. Конечно, и здоровье не может не страдать, когда работаешь в химической отрасли промышленности. Даже на поверхности много опасных работ, не говоря уже и о самой шахте. Я считаю, что производство вредное, поэтому и на пенсию уходят рано и умирают, часто только-только дожив до 60 лет.