Полгода назад минчанин Андрей решил взять «быстрый кредит».
Когда он получил желаемую сумму в 20 миллионов рублей, то узнал, что должен теперь кредитному брокеру «за услугу» еще 4 миллиона. Мужчина платить отказывается и вскоре встретится в суде с фирмой, которая «помогла получить кредит», сообщает tut.by.
«Меня никто не предупредил, что я должен буду заплатить за услуги брокера»
«Я шел вечером по улице и увидел объявление о быстром кредитовании от компании «Автотрейдлизинг». Мне как раз срочно нужны были в то время деньги. Я зашел в офис и, оформив все документы, получил необходимую мне сумму — 20 миллионов рублей, — рассказывает Андрей. — Правда, удивился, когда увидел, что кредитный договор я на самом деле подписываю с Хоум Кредит Банком, но значения этому не придал. Уже дома я увидел, что вместе с кредитным договором мне дали на подпись договор об оказании услуг кредитного брокера — некого ЧУП по оказанию услуг «Байфинбай». Оказалось, что теперь я должен за «положительное решение банка» заплатить в течение 5 дней этой компании 4 миллиона рублей».
Деньги минчанин получил на карточку. За снятие наличных банк взял комиссию — в итоге на руках у мужчины оказались только 18,7 миллиона. И Андрей посчитал, что отдавать еще такие деньги брокеру просто смешно, учитывая что банку теперь нужно вернуть более 25 миллионов.
Через несколько дней мужчине стали звонить на мобильный «из отдела принудительного взыскания компании «Автотрейдлизинг» и требовать возврата денег». Звонили и жене Андрея: «А вы знаете, что ваш муж должен деньги?».
Мужчина утверждает, что до того, как он получил кредит, никто не говорил ему ни о каких дополнительных платежах «за положительное решение».
«Договор об оказании услуг кредитного брокера мне дали подписать вместе с кредитным договором, даже не поставив меня в известность, что 4 миллиона я должен перечислить компании за помощь в получении кредита», — негодует Андрей.
В общем, несмотря на то, что, согласно договору, «отношения между сторонами основываются на полном доверии» и они «будут пытаться решить любые спорные вопросы путем переговоров в духе сотрудничества и делового партнерства», брокер и клиент никак не смогли договориться. Андрей начал писать в разные инстанции.
Деньги взяли не за получение кредита, а за свое посредничество
Естественно, минчанин обратился в Хоум Кредит Банк, кредитополучателем которого теперь стал. Мужчину интересовало, почему в офисе ООО «Автотрейдлизинг» ему дали кредит этого банка и «подсунули» договор с «Байфинбай» — фирмой, которая вообще зарегистрирована в Бресте.
В ответе банка на запрос написано: «Между ОАО «ХКБанк» и ЧУП по оказанию услуг «Байфинбай» заключен договор о сотрудничестве… В свою очередь, наш банк никоим образом не сотрудничает с ООО «Автотрейдлизинг».
Однако банк утверждает, что уполномоченные работники партнерской организации осуществляют: консультирование по продуктам банка и условиям кредитного договора, правилам страхования, прейскуранту банка; ознакомление с условиями кредитного договора и графиком платежей; проверку документов; оформление заявления; информирование о результате рассмотрения заявления; оформление документов по кредиту; подготовку документации для передачи в банк.
При этом не совершается «юридически значимых действий в сфере кредитования, в том числе не осуществляется оценка кредитоспособности и не принимаются решения о заключении кредитного договора с обратившимся клиентом, — соответствующие действия осуществляются непосредственно банком».
Кроме того, прейскурантом банка не предусмотрено взимание платы с клиента за оказание услуг по оформлению кредитного договора или «принятие положительного решения о выдаче кредита». Не имела никакого права фирма и брать какие-либо деньги в свою пользу или пользу банка.
Но несмотря на все это, банк не может «ограничивать партнерские организации в заключении ими договоров на оказание посреднических услуг в сфере кредитования по подбору кредитополучателей и кредитных продуктов», то есть услуг брокера. Иными словами, «Байфинбай» ничего не нарушил, заключив соответствующий договор с Андреем. Тем более что в самом документе говорится всего лишь об обязанности «оказать клиенту услуги, направленные на получение для клиента решения банка о кредите на любые цели, указанные клиентом». О прямом влиянии на решение речи нет.
Поэтому окончательная позиция банка в этом конфликте проста — за все риски, связанные с обращением к кредитному брокеру, Андрей отвечает самостоятельно.
«Ему же никто не запрещал прийти просто в отделение банка и получить точно такой же кредит», — разводят руками специалисты Хоум Кредит Банка. То же самое ответили мужчине и в Национальном банке.
Правда, со специалистом, который обслуживал Андрея в тот день, банк перестал сотрудничать и заблокировал его доступ к «специализированному программному обеспечению по информационному сопровождению операций кредитования банка».
Сверх того компании «Байфинбай» рекомендовали пересмотреть условия соглашений, заключаемых с клиентами, в том числе и с Андреем, относительно комиссионного вознаграждения.
Пеня за просрочку — 10% в день
Деятельность финансовых посредников в нашей стране не запрещена. Но, к сожалению, четкого законодательства в отношении кредитных брокеров пока нет. Как пояснили в пресс-службе Нацбанка, такие институты только начинают у нас зарождаться. «И это хорошо, потому что говорит о развитии финансового рынка. Эта услуга может в определенных случаях облегчить человеку жизнь. Но как любая другая услуга, она может быть оказана с разной степенью качества. По мнению этого человека, его обслужили плохо. Но так или иначе кредит он получил. Если он недоволен, то можно обратиться в суд», — говорят специалисты.
Что Андрей и сделал, после того как «Байфинбай» сам подал иск на мужчину. Теперь минчанин требует признать договор об оказании услуг кредитного брокера недействительным. А «Байфинбай» в свою очередь хочет получить 12 миллионов (4 — это оплата за услуги, а 8 — неустойка). И это еще компания пошла навстречу ответчику и «простила» большую часть долга. За 197 дней просрочки ему насчитали 78 миллионов пени (по 10% в день, как прописано в договоре).
Кому удастся убедить суд в своей правоте, мы, конечно, предполагать не можем. Ясно одно: пара опечаток — это, на первый взгляд, единственное, к чему можно предъявить какие-то претензии по договору. А значит, избежать обязательств по нему Андрею будет крайне сложно.
Сотрудничество с «Байфинбай» подтверждают в ООО «Автотрейдлизинг». Заместитель директора компании Инга Малинина утверждает, что мужчину не могли не предупредить об оплате услуг брокера. «Кроме того, на точках продаж есть информационные стенды, где все это прописано», — подчеркивает она.
Этой же позиции придерживается начальник юридического отдела ЧУП по оказанию услуг «Байфинбай» Анна Метелица: «Человеку все разъяснили. Это я гарантирую. Из нашей практики я знаю, что на 300 клиентов есть один такой, с которым мы потом встречаемся в суде. И если бы мы осуществляли незаконную деятельность, то зачем нам отстаивать свои интересы в суде и подавать иск?».
Работница компании также объяснила, почему с ними сотрудничают банки. «Процесс работы через посредников им очень выгоден, так как при минимальных затратах (экономя на аренде, зарплатах сотрудников, части рекламного бюджета) объемы по выдаче кредитов не уменьшаются, а только увеличиваются, — поясняет Анна Метелица. — Конечно, повлиять на положительное решение мы можем в части выбора «подходящего» клиенту банка (особенно это актуально при условии недостаточной ликвидности у банков), а также оценки людей по внешним данным (первичные признаки неплатежеспособности и прочее). Поэтому сотрудники компании могут оценить реальные шансы на кредит. Скажем, если человек пришел с группой лиц, то мы, скорее всего, не будем с ним работать, поскольку, может быть, на него оказывают давление. Поэтому далеко не все люди проходят первоначальный отсев».
Суд состоится в середине февраля.
Имя героя публикации изменено.