Своим творчеством бард празднует «прикосновение демократии», которая появилась было в Беларуси в 1991-1994 годах.
Беларусь, равная по территории половине Германии, завороженная страна за границей Евросоюза, спит вместе со своими десятью миллионами жителей, так как бывший председатель колхоза крепко держит страну в железных диктаторских когтях.
Что можно петь в окружении трех спецслужб, где централизм в столице воплощается в виде Главпочтамта и центральной поликлиники? Что можно петь там, где бронзовая статуя главного чекиста Дзержинского, кажется, ежедневно увеличивается в размерах каким-то таинственным образом? Про белорусского барда и шоумена Виктора Шалкевича пишет в немецком музыкальном журнале Folker Дитер Колка (перевод - «Новы Час»).
Да, Шалкевич поет. Все еще. И это само по себе чудо. Не выслан в Сибирь, не выброшен из страны, ни разу не задержан среди ночи. Хватило бы только одного: его голос все еще присутствует. Между тем, он стал культовым в стране. Вероятно, последний настоящий бард, который справляется с наполовину настроенной гитарой, своими гримасами и неустанного течением шуток создает людям хорошее настроение и между прочим поет свои язвительно-печальные баллады. «Поручик был, к сожалению, евреем - а! .. А! .. - И комсомольцем!». Содержательно выраженно, с высоко поднятыми бровями.
Виктор Шалкевич с молоком матери впитал в себя культурную идентичность белорусско–польско-русско-еврейской смеси народов своей родины: необъятные просторы страны, гордая польско-патриотическая литература, от которой он охотно отталкивается, белорусская скромность и еврейский юмор. За час Шалкевич рассказывает сорок шуток. Песни о любви чередуются с «белорусским блюзом». В песне «Она православная, я - католик» он выражает наивное желание гармонии и примирения противоположностей. Если Шалкевич ищет сильную форму выражения, он остроумно и с шармом использует танго. Он регулярно обращается к еврейской тематике - так, как в песне про Екатерину на Бруклине, что забыла своих еврейских друзей, или в «Доброе утро», заглавной песни четвертого альбома: «Доброе утро, жлобская нация!». Либо в «Juden Tango», где он советует евреям не убегать так просто.
Шалкевич, несмотря на серьезный подтекст, среди безрадостности, вероятно, беднейшей страны Европы, является гарантом по крайней мере одного часа наслаждения. Он празднует видение будущего без страха, прикосновение демократии, которая появилась было в Беларуси в 1991-1994 годах, пока Александр Лукашенко не уничтожил всякую надежду. В слaвяноязычной стране Шалкевич - в дороге, и там он, действительно, нуждается только в самом себе и своей гитаре. До сих пор он выпустил шесть альбомов. Это очень сложные в музыкальном плане произведения, разнообразные стилистически (от рока до «народных»), с использованием аккордеона, электрических гитарных рифов, фагота и иронично вставленной балалайки.
С учетом условий его работы Шалкевич заслуживает награды за настойчивость. Но что такая награда по сравнению с «Орденом Улыбки» - почетной международной наградой, лауреатом которой Шалкевич является, и, благодаря этому, находится в знаменитой компании вместе со Стивеном Спилбергом, четырнадцатым Далай-ламой, Папой Римским Иоанном Павлом II, Астрид Линдгрен и матерью Терезой.
Ближайший концерт Виктора Шалкевича «по заявкам ко дню всех влюбленных» состоится 14 февраля в 19.00 в минском Дворце культуры ветеранов (ул. Я.Купалы, 21). Всем парам по случаю дня Святого Валентина - компакт-диск в подарок!