Чтобы снизить энергозависимость от России, в Литве был открыт плавучий терминал по приему сжиженного природного газа.
В 2016 году Литва будет импортировать больше газа из Норвегии, чем из России, которая ранее была его единственным поставщиком, сообщает Reuters со ссылкой на литовского министра энергетики Рокаса Масюлиса. По его словам, «основываясь на текущих планах, рыночная доля Statoil превысит в этом году 50%», пишет РБК.
До конца 2014 года монополистом в поставках газа в Литву был «Газпром». Чтобы снизить энергозависимость от России, в стране был открыт плавучий терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), который позволил получать газ из Норвегии.
В этом году объемы импорта СПГ в Литву вырастут в три раза после подписания двух новых контрактов с Statoil, сообщил в пятницу оператор терминала Klaipedos Nafta. Получателями газа по краткосрочным контрактам станут газовая компания Lietuvos Duju Tiekimas (LDT) и производитель азотных удобрений Achema.
По словам Масюлиса, подписание новых контрактов с Statoil «очевидным доказательством, что продукции «Газпрома» на рынке есть реальная конкуренция». Новые сделки означают, что поставки через СПГ-терминал вырастут в 2016 году более чем 1 млрд куб м при том, что общая потребность Литвы в газе составляет примерно 2 млрд куб м.
По данным Klaipedos Nafta, до конца сентября в результате заключения новых контрактов ожидает прибытие 12 танкеров с СПГ. Ранее речь шла о поставках четырех танкеров по контракту с компанией Litgas, которая в течение пяти лет обязалась закупать о норвежцев по 540 млн куб м в год.
Долгосрочный контракт LDT с «Газпромом» истек в прошлом году, и, по словам представителя литовской компании, ей пришлось подписать краткосрочное соглашение с Statoil, чтобы покрыть дефицит. Переговоры LDT с «Газпромом» продолжаются, отмечает Reuters.
Глава LDT Мантас Микалаюнас в пятницу заявил, что контракт с Statoil предусматривает поставку около 300 млн куб м, что хватит литовскому импортеру на полгода. Он объяснил обращение к норвежской компании желанием диверсифицировать поставки и ценовой политикой «Газпрома», которая повернулась в неблагоприятном направлении.
«Рыночная доля «Газпрома» в будущем будет зависеть от цен и других коммерческих условий», — пояснил Масюлис. «По этому вопросу не будет политических решений. Все решения по закупкам газа являются коммерческими», — добавил министр.