Илья Чижик, дипломированный танцор-народник из Минска, сделал карьеру после участия в украинском шоу.
15 лет Илья Чижик бесперспективно танцевал в костюмах медведя, петуха, собаки и пугала на праздниках в белорусских городах, но после участия в украинском шоу «Танцуют все!» стал звездой в Украине.
Журналист tut.by встретился с Ильей в Минске и узнал, как белорусские народные танцы сделали парня известным в соседней стране.
Илья родился в городе Щучин Гродненской области. Когда парню было семь лет, мама отвела его в местный детский любительский коллектив, где спустя месяц он остался единственным танцором.
— Похоже, что моя любовь к народным танцам генетически передалась от родителей. Они познакомились на танцах народного коллектива, и сами танцевали. В 7 лет я пошел на танцы. Начал заниматься, а через месяц занятий из всей группы остался один. Все остальные дети ушли. Поэтому очень быстро появился мой первый сольный номер. Я танцевал матросский танец «Яблочко». Выходил баянист на сцену, и я танцевал. В 7 лет у меня были концерты на открытых площадках, я был самый популярный ребенок в семитысячном Щучине.
Когда мальчику было три года, его отец встретил другую женщину, а их с мамой и сестрой, по словам Ильи, выгнал из дома. Спустя несколько лет мама решила перевезти детей из провинциального городка в столицу.
— Мама решила, что в Щучине делать нечего, и мы переехали скитаться в Минск. Однажды мы гуляли возле Комсомольского озера, и увидели Дворец детей и молодежи. Зашли внутрь. Так я попал в детский танцевальный ансамбль «Чабарок». Мне дали испытательный срок три месяца. Сказали, что у них сильные дети, все занимаются с семи лет, а мне к тому моменту было уже 10. Через месяц в этой группе я стал солистом.
Спустя 15 лет, окончив факультет традиционного белорусского искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств, Чижик стал преподавателем в этом коллективе. Профессиональный танцор постоянно искал подработки в различных подтанцовках, но из-за роста в 172 сантиметра его никуда не брали.
— В Беларуси из-за роста у меня всегда было много проблем. Если ты высокий, можешь выйти на сцену и ничего не делать, особенно в народном танце. Я 172 сантиметра, а если бы был 180 — не знал бы бед. На своем курсе я был один из самых маленьких. Нас разделили на две группы: в одной было 7 мальчиков и 2 девочки, высокие и красивые, а во второй — все остальные. Три мальчика и девочки, которые не вошли в элиту. Так мы пять лет учились — одна группа выступающих, а вторая просто, чтобы была. Так же и с подтанцовками: то рост не тот, то фактура не та, то лицом не вышел.
Илья рассказывает, что из-за этого в один из моментов у него начался творческий кризис, он на несколько лет перестал танцевать, пока коллеги буквально не заставили его подать заявку на кастинг в украинское шоу «Танцуют все!».
— Я распределился в народный хор им. Цитовича, который базируется в театре оперы и балета. Сама система, когда каждый день приходишь и делаешь одно и то же, меня убивала. Плюс у меня была депрессия от того, что меня никуда не брали. Я работал в «Чабарке», в хоре и на два года перестал танцевать.
Потом начался «бум» на телевизионные танцевальные шоу «Танцы», «Танцуют все!». Однажды мне преподаватель говорит: «Илья, там такие фрики. Почему бы тебе не сходить?» Я ответил, что мне 26 лет, что я уже старый. Что я там забыл?
В течение месяца мне капали на мозг, в итоге я согласился. Скинули ссылку на кастинг «Танцуют все 8». Я заполнил анкету, отправил и забыл про это. Прошел месяц. Мне звонят и спрашивают, подтверждаю ли я свою заявку. Проходил предкастинг в Минске, и нужно было приехать на следующий день, а у меня ничего не было готово.
Я взял жену, чтобы оценила, как двигаюсь, и поехал в свой ансамбль репетировать. После двух лет без таких нагрузок, на следующее утро ноги отваливались. Пришел на кастинг с народным танцем про гуся. Меня спросили, могу ли я исполнить современный. Я сымпровизировал, потом еще и гопак сымпровизировал. Через два месяца снова позвонили: «Илья Чижик, мы вас поздравляем, вы прошли на кастинг в Киев».
За два месяца до поездки в Украину танцор поинтересовался у организаторов, может ли он повторить «фирменный» танец про гуся в Киеве. Организаторы шоу попросили его подготовить новый номер. Вместе с женой Илья сочинил другой танец. Но буквально за два часа до отправления поезда он едва не отказался от поездки.
— Звонит киевский номер: «Илья, простите, произошла ошибка. Нужно, чтобы вы привезли «гуся». Я стою в трусах, глажу рубашку: «Как гуся? Вы же сказали, что не надо». Мне говорят, если не будешь гуся танцевать, не пройдешь. Мы тебе все оплатим. Танец гуся я не повторял два месяца, костюм лежит на работе, а я живу на Борисовском тракте. Я разозлился. Говорю, если не успею — не приеду. Натягиваю первую попавшуюся одежду, сажусь в машину, несусь во Дворец детей и молодежи, ищу этот костюм, потом лечу на вокзал. Сел в поезд и он сразу тронулся.
Приехал в киевскую студию в 12 часов. В 16 часов мы поехали снимать видео-подводки, бегали по городу. А в 18 часов меня привезли и тут же сказали выходить на сцену. У меня настроения никакого уже не было, я ничего не повторял. Оделся и подумал: станцую и домой.
Члены жюри сказали «да» гусю в исполнении Чижика, он прошел во второй тур, а позже стал одним из трех финалистов 8-го сезона проекта «Танцуют все».
— Я 15 лет танцевал в костюме петуха, собаки, медведя и пугало. Это мне и помогло. Я мог легко входить в образ. Других артистов спросишь: «О чем вы танцуете?» — «Ну мы танцуем как бы печаль, трагедию». Они вообще ничего не понимали. Меня спроси: «Кого ты танцуешь?» — «Гуся!»
На проекте я доказал, что народные танцы могут быть сольными. Я использовал народные присядки в современной хореографии. Такого никто не делал. Я показал, что нужно танцевать, а не исполнять простой набор хореографических упражнений, который никому не интересен. Я танцевал Кукловода. Там гениальная хореография? Нет. Там образ.
Нередко после выступлений члены жюри критиковали Чижика за постоянную улыбку и жизнерадостность в танцах.
— Как жюри мне надоели со своим: «Чижик, ты такой веселый. Одно и то же». Я был веселый потому что хотел внести нотку позитива. На всех кастингах главные темы были — смерть, психодел. Я всегда думал: а где же позитив?
В жизни моей случилось очень много плохого, но зачем это переносить на сцену и показывать зрителям? Есть дети, которые достают айфон последней модели и говорят: «Поставлю-ка я номер про нужду». Или доедают гамбургер: «Поставлю-ка я номер про голод». Они даже не знают, что это такое. Как они могут станцевать?
А я реально голодал, я знаю, что такое нищета. Я знаю, что такое несколько лет ходить в школу в одной паре обуви. Когда мы переехали в Минск, мама искала квартиру и единственное, что мы могли себе позволить по деньгам, — комната с перегородкой, за которой был умывальник. Спали на полу, не было мебели. Туалет был на улице, ванны не было. Несколько лет мылись у знакомых. Я четыре раза переболел чесоткой. Когда друзьям-минчанам рассказывал, что есть такие дома, они не верили. Я это все прошел не зря. У меня такой багаж. Я могу танцевать грустного клоуна, я умею это делать. Но зачем?
После шоу Чижика стали узнавать в городах Украины, фотографироваться и брать автографы. Сейчас он периодически дает там мастер-классы, а в его планах продвигать свой бренд и поработать в театре.
— Хочу попробовать себя в театральной сфере. Я пытался поступить на это отделение в академию искусств. Пришел, но мне сказали, что слишком маленький. Поэтому поступил в «кулек» на хореографию. А приехал в Украину мне говорят: нормальный у тебя рост! У вас в Беларуси одни гиганты танцуют? Там мне часто говорили, что я талант. У нас мне говорили: Чижик, ты никто.
У нас почему-то нет задачи открывать артистов. Но это не связано с деньгами. Я понял, что на этом проекте организаторы очень хорошо сэкономили на хореографах. Ведь ставили номера в основном мы. Мы сделали это шоу, каждый внес свой вклад. У нас очень много талантливых людей, но мы это доказываем в Украине, России, еще где-то. Я сам задавался вопросом: почему? У нас если делают какое-то шоу, берут артистов эстрады, которых мы видим 20 лет, и думают, что это интересно смотреть.
Во время съемок меня три дня возили по Киеву, чтобы сделать визитку. Взяли микроавтобус, и со съемочной группой мы ездили искать красивый фон, чтобы сделать сюжет длиной менее 5 минут. Мне говорили: Чижик, у нас должна быть хорошая картинка. Чтобы женщина, которая режет на кухне лук для супа, посмотрела на экран и застыла.
Танцор продолжает преподавать в ансамбле «Чабарок», и, несмотря на успех в Украине, окончательно переезжать туда пока не планирует.
— Я своих детей учу так: дети, никогда не поступайте на хореографию. Пусть это будет вашим хобби. Лучше вы будете журналистами, которые умеют танцевать, архитекторами, которые умеют танцевать, и будете вспоминать, как раньше выплясывали. Здесь эта профессия малооплачиваемая. И если не двигаться из одного угла в другой, не выживешь. Но и там нас никто не ждет. Как говорил мой тренер по джиу-джитсу: между диваном и ж… доллар не проскользнет. Если сам ничего не будешь делать и двигаться, никакого толка не будет.