С 2008 года «Ивацевичдрев» получал миллионные валютные кредиты, но это не помогло предприятию «стать на ноги».
С 2008 по 2013 год «Ивацевичдрев» получил 34 кредита на 111 506 823,7 евро, 147 551 728,79 российских рублей, 171 031,36 долларов США. И даже после такого количества инвестиций в модернизацию предприятие остается неконкурентоспособным, сообщает «Радыё Свабода».
Кризис больно отразился на деревообработке
Во время встречи с работниками СПК «Любищицы» в Ивацевичском районе, бывший заместитель председателя Ивацевичского райисполкома по экономическим вопросам, а ныне глава местного районного совета депутатов Александр Сорока признался о существенные проблемы на «Ивацевичдреве».
По словам чиновника, главная проблема для предприятия - отсутствие рынка сбыта продукции градообразующего предприятия. Мощности по производству ДСП задействованы почти полностью, но покупателей нет.
Заместитель генерального директора «Ивацевичдрева» по идеологической и кадровой работе Людмила Пытляк отказалась от комментариев о влиянии кризиса на производство и результатах модернизации.
Под угрозой массовых увольнений
А рабочие, в свою очередь, считают, что волна увольнений может затронуть до семидесяти человек. Во время так называемой модернизации в 2012 году на «Ивацевичдреве» работало около тысячи рабочих. Известно, что в малом городе остаться без работы - испытание.
Модернизация началась со смены директора
Еще в ноябре 2012 года, во время визита на деревообрабатывающий завод в Ивацевичах, Александр Лукашенко уволил с должности директора завода Леонида Михнюк и назначил «наводить порядок» на предприятии Владимира Шульгу, который тогда возглавлял концерн «Беллесбумпром». Но и это назначение ситуации не исправило. Если запланированные показатели по выпуску готовой продукции и выполняются, то проблема с рынком сбыта не решается. Так, по словам рабочих предприятия, довольно часто готовая продукция просто накапливается на заводских складах. Перед Новым годом практически все склады были заполнены на сто процентов. Позже их удалось разгрузить - нашелся крупный покупатель, говорит один из сотрудников предприятия.
«Ивацевичдрев» из года в год наращивает выпуск готовой продукции, мощности завода составляют 250 тысяч кубометров в год. Но рост этих показателей не влияет на ожидаемое увеличение экспортной выручки.
Сбыт - проблема номер 1
О сложности сбыта свидетельствует и противоречивые отчеты.
Ружана Новицкая, пресс-секретарь концерна «Беллесбумпром» месяц назад заявила, что экспорт ДСП в дальнее зарубежье составил на 2015 год 4,6 миллиона долларов. ДВП экспортировали гораздо больше, выручка составила 7,6 миллионов долларов. Но в отчетах Национального статистического комитета - совсем другие цифры, большие в десять раз. Белстат сообщает, что по итогам 2015 года по сравнению с 2014 экспорт ДСП, произведенных на деревообрабатывающих предприятиях страны, увеличился почти на 29 миллионов долларов.
Два миллиарда евро на модернизацию деревообработки
При этом на балансе предприятий остаются огромные цифры задолженностей. С учетом инвестиций со стороны иностранных компаний десять деревообрабатывающих предприятий, в том числе и «Ивацевичдрев», получили около двух миллиардов евро. Сейчас Совет министров решил продолжить помощь и согласно постановлению № 63 выделить дополнительные деньги деревообрабатывающим предприятиям, прошедшим модернизацию, с целью увеличения оборотных средств.
Также Совмин опубликовал количество кредитов, которые должны выплатить модернизированные заводы. «Ивацевичдрев» в этом списке не лидер. Но в общем с 2008 года по 2013 год получил 34 кредита. Сумма кредитов предприятию, которые были выделены «Беларусбанком», составляет 111 506 823,7 евро, 147 551 728,79 российских рублей, а также 171 031,36 долларов США. И даже после такого количества инвестиций предприятие остается неконкурентоспособным.
«Не инвестировали, а осваивали»
Экономист Михаил Залесский объясняет, что на самом деле средства просто «освоили». Итогов такая программа модернизации не даст.
«Деревообработка предусматривает целый цикл, в который входит дизайн, конструирование, создание компонентов мебели и, наконец, сборка готовой продукции. Мы имеем все компоненты для изготовления мебели? Мы имеем НИИ, есть у нас изобретатели? Есть мебельные ателье? Есть ли у нас почва, на которой это все будет расти? Нет. Нет. Мы просто кормим голову профессора Доуэля. Она словно лежит на столе, и мы качаем туда доллары миллиардами. А за границу дальше продолжаем продавать срезанный лес-кругляк», - считает экономист.
В этом году Александр Лукашенко ввел запрет на продажу необработанного леса. Но Минлесхоз просит сделать исключение из правил. Ранее Михаил Омельянович, министр лесного хозяйства, заявлял, что в этом году останутся невостребованными заготовленные около двух миллионов кубов леса. Примечательно, что именно такие объемы круглого леса Беларусь импортирует с 2011 года. Модернизация должна была изменить эту ситуацию. Но не получилось, убежден Михаил Залесский.
«Наемный директор - это тот же самый рабочий государства, ему абсолютно не интересен результат. Кто будет приобретать продукцию - ему это не интересно. Вот поэтому можно и несколько миллиардов направить на эту деревообработку, но результат будет один и тот же, а средства просто «освоенные», - говорит экономист.
Но и западные страны все менее заинтересованы в приобретении сырого леса. Это демонстрирует падение цен на лес-кругляк. Доходы отрасли от экспорта ежегодно сокращаются на десятки миллионов долларов при сохранении объемов.