Национальную киностудию готовят к серьезной реорганизации - изменится структура учреждения и значительно сократится штат сотрудников.
Возможно, уже скоро студии игрового, анимационного кино и студия документального кино «Летопись» (бренд, существующий уже почти пятьдесят лет) будут объединены в общий «производственно-творческий комплекс».
Это не слухи
Новость о том, что существует план реорганизации киностудии, пришла вовсе не от официальных лиц. Даже наоборот: когда сайт naviny.by обратился к первому заместителю министра культуры Ирине Дрига за комментарием относительно будущего «Летописи», чиновница ответила, что студия работает, а обсуждать слухи — не достойно журналиста.
То, что информация на самом деле имеет под собой основание, подтвердилось довольно скоро. В конце января около 150 человек были предупреждены генеральным директором «Беларусьфильма» Игорем Поршневым о том, что срок действия их контрактов не будет продлен. Руководитель киностудии также сообщил, что для решения сложной ситуации скоро будет проведена реорганизация киностудии.
Будущий структурный план, пока без подписи директора, насчитывает тридцать одно подразделение, среди которых так называемое «производственно-творческое объединение», в состав которого должны войти три студии. У директора объединения предполагается два заместителя, один из которых будет отвечать за анимацию, а второй — за игровое и документальное кино.
На сегодня структура киностудии содержит 46 блоков, куда стоит добавить студию «Белвидеоцентр», присоединенную к «Беларусьфильму» в 2013 году, а в этом месяце полностью ликвидированную.
28 января министр культуры Борис Светлов встречался с сотрудниками студии «Летопись», которые уже успели отправить коллективное письмо в Министерство культуры, чтобы сообщить: «Министерство никогда не занималось разрушением культурных брендов, а всеми силами старалось их сохранить, как бы сложно это ни было».
Вроде обещано: студию «Летопись» не закроют, сотрудников увольнять не будут, а финансирование по мере возможности продолжится, даже озвучены новые задачи — выйти на внешние рынки, выработать новые экономические подходы, достичь безубыточного производства. Однако сотрудник киностудии, который, как предполагалось, должен был стать директором нового «производственно-творческого объединения», также получил предупреждение о непродлении контракта.
Вопросы, будет ли проведена реорганизация, продолжатся ли увольнения сотрудников, какую структуру будет иметь киностудия в будущем, остаются открытыми.
Почему так происходит?
Республиканский бюджет на 2016 год предусматривает выделение 68 млрд рублей на кинематограф (не на «Беларусьфильм»). Киностудия оказывается в условиях, в которых должна зарабатывать. Государство ждет от нее самоокупаемости. Это видно и по распределению средств на двух республиканских конкурсах кинопроектов прошлого года, где абсолютным фаворитом оказалась сериальная продукция, и по самой идее реорганизации, благодаря которой можно снизить расходы, сократить штат и сделать акцент на «выгодной» продукции.
Последнее сделать проще, если объединить игровое, документальное и анимационное кино в одну структуру. Документалистика и анимация являются априори неокупаемым производством — искусством. А если студию поставить в «условия», искусство может отойти на второй план. Поэтому будущее направление «Беларусьфильма», в случае осуществления реорганизации, можно предугадать с почти стопроцентным попаданием.
Заработать в наших условиях можно почти исключительно на сериалах, которые киностудия продает на телеканалы соседних стран. Наша маленькая территория не обладает ресурсами, чтобы окупить, например, полнометражное игровое кино. Но ведь на больших территориях — в России или Украине — где площадь, население и количество кинотеатров, казалось бы, больше, продюсеры также ищут государственной поддержки.
Кино как искусство требует безвозмездных вливаний, потому что является настолько же необходимой частью культуры, как, например, спектакли в театрах или выставки в музеях.
Что мы теряем?
В штате «Беларусьфильма» сегодня работают профессиональные документалисты и аниматоры. Именно на них белорусский кинематограф всегда опирался, так как благодаря документальному и анимационному кино, а не игровому, нас знают в Европе и видят на зарубежных кинофестивалях.
«Летопись» в последнее время переживала не лучшие времена — работы мало, из 17 фильмов последнего года, снятых на почти продиктованные темы, большинство — 13-минутного формата, что сами авторы называют профанацией.
«Летопись» пока потеряла пять человек — двух режиссеров, двух директоров картин и звукооператора.
«Из штатных сотрудников в «Летописи» пока остается четыре режиссера, один звукооператор, один оператор и один редактор, — рассказала режиссер Ольга Дашук. — Ясно, что этого недостаточно для «студии». Поэтому их пока что отправят в общий штат и будут увольнять с окончанием сроков их контрактов. До конца года не останется никого. Намного страшнее исчезновение самой структуры — студии «Летопись». Мы становимся раздробленными, с частными интересами. В прямом смысле не будет места, куда можно прийти. Это означает конец не только студии, но, фактически, документального кино».
Выведение режиссеров и других специалистов за штат может означать уход профессионалов навсегда, а это недальновидная политика. Высококлассные сотрудники и раньше уезжали работать за границу, а теперь, скорее всего, отток кадров значительно вырастет. В наших условиях потеря творческих и технических профессий станет еще одним ударом по качеству и будущему белорусского кино.
Из студии анимационного кино предупреждение об окончании контракта получил пока один человек. Между тем, студия также имеет свои амбиции: сотрудники считают, что пришло время для создания полнометражного фильма. Мультипликаторам, постановщикам, художникам-прорисовщикам хорошо бы пройти дополнительные учебные курсы.
«Я вообще не понимаю, зачем трогать нашу студию, потому что она единственная сейчас нормально функционирует, — говорит художественный руководитель студии Александр Ленкин. — Несколько лет назад на встрече кинематографистов с президентом было сказано, что нам нужно снимать десять анимационных фильмов в год с точки зрения престижа, экономических выгод и для того, чтобы избежать текучки кадров — специалистов хорошего уровня, которые будут искать работу в другом месте со стабильным заработком. После этого мы стали создавать не две, а десять картин в год. Наработки объемов и тем позволяют мультстудии выйти на новый уровень. С годами у нас сложился сильный коллектив, наши фильмы имеют высокое европейское качество. Дела у нас с творческой точки зрения, технологической, кадровой идут неплохо. Почему в этой ситуации нужно что-то менять — мне непонятно».
Таким образом, планирующиеся изменения на национальной киностудии «Беларусьфильм» могут обернуться полным переходом к производству сериалов и предоставлению профессиональных ресурсов и производственной базы российским коллегам. А ради этого не стоило осуществлять реконструкцию киностудии, которая с постоянным продлением сроков окончания тянется еще с 2007 года.