В 2015 году найти новую работу белорусам было непросто, желающих трудоустроиться стало больше, а работодатели предлагали меньше вакансий, чем раньше. Например, в декабре в государственных органах по труду и занятости числилось в два раза меньше предложений о работе, чем было еще три года назад.
Частные компании стали активно увольнять сотрудников, не отставали от них многие крупные госпредприятия. Только МАЗ, Белшина и МАПИД с начала года сократили штат на 3,5 тысяч человек.
В два раза выросло и число официально зарегистрированных безработных. Впрочем, статистика демонстрирует сокращение занятости в 2015 году лишь на 60 тысяч - это примерно тот же уровень, что был в среднем за последние четыре года.
Разобраться, что сейчас происходит на рынке труда Беларуси, «Ежедневнику» помог Владимир Валетко, кандидат экономических наук, старший исследователь CASE Belarus.
Маленькая безработица может стать большой проблемой
Исследователь обратил внимание, что цифра роста официальной безработицы в 2 раза малоинформативна: в основном, это структурное явление – люди регистрировались безработными, чтобы избежать уплаты «налога на тунеядство».
Однако большинству безработных получать официальный статус по-прежнему неинтересно. Значительный рост официальной безработицы мы могли бы увидеть, если бы повысилось пособие по безработице. Правительство уже признало эту необходимость, но дальнейших шагов не делает, мотивируя отсутствием денег в бюджете.
Белстат данные по реальной безработице не приводит, Международная организация труда оценивает ее на уровне 5-6%. По прогнозам Владимира Валетко, в 2016 году безработица в нашей стране может превысить 6%, то есть вырасти еще на 0,5-1%.
Эксперт согласился, что 6% -- это не самая тревожная цифра, ведь, например, США считают безработицу в 5% естественной. «Но все же в условиях белорусского рынка труда безработица в шесть процентов должна вызывать тревогу, - отметил Владимир Валетко. – Потому что у нас нет адекватной защиты этих шести процентов, то есть порядка 250-300 тысяч человек и их семей».
Бедственное положение безработных в Беларуси – проблема не только социальная, но и экономическая. Для экономики это плохо тем, что люди, не имеющие доходов, неспособны поддержать спрос, причем эта категория населения скорее покупала бы именно отечественную продукцию. То есть, не защищая доходы безработных, экономика теряет на сужении рынка, а значит, недополучает налогов и рабочих мест.
Безработные под видом работников
Реальную ситуацию на рынке труда скрывает не только нежелание безработных регистрироваться. В Беларуси также высок показатель так называемой скрытой безработицы.
Так, в 2015 году были зарегистрированы пиковые за последнее десятилетие показатели неполной занятости (сокращенные рабочие часы, вынужденные отпуска и так далее). В середине года в таких условиях находились порядка 120 тысяч человек, в декабре неполная занятость остановилась на уровне порядка 80 тысяч.
«Можно констатировать, что наша занятость де-факто в прошлом году должна была сократиться не на 60 тысяч, а на 140 тысяч человек», - отметил Владимир Валетко.
По словам эксперта, неполная занятость во многом является даже большей проблемой, чем безработица.
«Сегодня наши службы занятости говорят, что средний период нахождения в состоянии безработицы составляет около 3-4 месяцев. В конце концов люди находят новую работу, получают новые навыки. Люди с неполной занятостью привязаны к рабочему месту, перспектива которого под вопросом. Это снижает моральный дух, активность, падают стимулы поддерживать квалификацию».
Специалист сравнивает такую занятость со скрытой формой содержания потенциально безработных. «Убыточное предприятие, которое имеет излишний персонал, является своего рода филиалом службы занятости, где за выполняемую работу предоставляется оплата на уровне минимальной заработной платы».
Причем такие работники экономике стоят даже дороже, чем безработные. «Потому что сейчас для этих работников отапливаются помещения и дома, и на рабочем месте – растут коммунальные затраты, кроме того, издержки вспомогательных производств, транспортные расходы - остаются на тех же уровнях, как если бы человек полноценно работал. Убытки покрываются государством».
Эти ресурсы неразумно тратить вхолостую, только чтобы сделать вид, что у нас нет снижения занятости. Если сэкономить эти средства, их вполне хватило бы на выплату адекватных пособий по безработице – от этого выиграют все, уверен Владимир Валетко.
Высокую занятость обеспечивают пенсионеры
Еще один парадокс белорусского рынка труда – при непривлекательной для большинства граждан зарплате на некоторых предприятиях занятость поддерживается за счет более сговорчивых пенсионеров. Владимир Валетко обратил внимание, что при сокращении трудоспособного населения за последние 4 года в среднем на 64 тыс. занятость сокращалась всего на 52 тысяч.
Текущий год не порадует трудящихся
В 2016 году нерешенные структурные проблемы рынка труда продолжат оказывать свое негативное воздействие на экономику, считает Владимир Валетко. По его прогнозу, сохранится сложившийся с 2011 года уровень сокращения занятости, увеличится безработица. А очередное откладывание структурных реформ не позволит преодолеть стагнацию производительности труда и в 2017 году.