Беллегпром устроил показ белорусской одежды.
«В каких вещах вы хотите видеть своих женщин? На 90% уверена, что ваши жены не носят то, что здесь представлены», — ипэшница Елена Ерема на презентации отечественных товаров была настроена категорична. Глава «Беллегпрома» Николай Ефимчик и замминистра торговли Вячеслав Драгун, даже не сразу нашли, что ответить. Tut.by посетил презентацию компании «Трикотажторг», которая занимается поставками товаров со всеми документами — как белорусских, так и импортных.
Николай Ефимчик и Вячеслав Драгун так и не рассказали, какую одежду предпочитают покупать их супруги. Зато глава «Беллегпрома» в ответ продемонстрировал бирки на своей одежде — костюм, рубашка, галстук и обувь оказались белорусского производства. «Костюм, к примеру, компании «Коминтерн», — старался расположить к себе предпринимателей Николай Ефимчик.
Позже другая ипэшница в шутку сделает замечание главе «Беллегпрома», что не первый раз видит его в этом костюме. «Пора бы уже продемонстрировать на своем примере не только классические костюмы, но и одежду более свободного стиля, раз уж рекламируете товары легпрома», — сказала предприниматель. Николай Ефимчик тоже пошутил, что «Энштейн покупал по 10 единиц одежды, чтобы не думать, что надеть завтра», и что он носит черные классические костюмы с разными оттенками.
«Мы не говорим, что все должны одеваться одинаково как в Северной Корее. Но белорусский товар не уступает таким брендам как Hugo Boss и Armani», — убеждал ипэшников глава концерна.
Елена Ерема не сдавалась и заявила, что «не купила бы ни одной вещи, которая здесь представлена, максимум — пару вещей». Женщина рассказала, что вместе со своей подругой Еленой Ивкиной 16 лет торговали на рынке Динамо, а после его закрытия переехали на «Атлантик», где стали продавать женские вещи больших размеров. «Может быть, я что-то и купила из товаров «Беллегпрома», но где гарантия, что точно такие же вещи не появятся в продаже в соседнем магазине», — рассуждает предприниматель Елена Ивкина.
«Да, мы не всегда угадываем с моделями, но никто не запрещает ввозить импортный товар с документами, — согласился Николай Ефимчик. — Кроме того, предприниматели могут приобретать товар по отпускным ценам заводов-производителей, подавать заявки на фабрику и обращаться на оптовые базы». По его словам, сегодня ИП могут отшить вещи под индивидуальный заказ. «За ваши деньги — любой каприз. И это миф, что у „Беллегпрома“ нет товара, о чем часто приходится слышать от индивидуальных предпринимателей», — уточнил Николай Ефимчик.
Глава «Беллегпрома» напомнил ИП слова Лукашенко о том, что «сертификация товаров — это только первый шаг», и весь товар должен быть с сопроводительными документами.
«Я 20 лет торгую обувью, закупаю товар в России. Но сейчас российские продавцы отказываются работать с белорусскими предпринимателями, они говорят, что не хотят проблем», — пожаловалась еще одна ИП. Николай Ефимчик посоветовал«не дружить с такими поставщиками» и обратить внимание на белорусскую обувь.
Тут же другая ипэшница привела пример из своей практики: «Год вела переговоры, чтобы приобрести товар в «Марко», но безрезультатно». Как оказалось, те модели, которые выбрала женщина, компания поставляет на экспорт. «Более 60% всей обуви, которая производится в Беларуси, поставляется на экспорт. У нас не стоит задача на 100% обеспечить внутренний рынок отечественной обувью. Та же компания «Марко» на экспорт поставляет около 30% продукции», — подтвердил Николай Ефимчик.
Предприниматели попросили председателя концерна помочь с тем, чтобы предприятия отрасли «выдавали пробные партии товара на реализацию, при этом не требовали предоплату». «Зачастую самый удобный вариант для работы ИП — это получение товара на предприятии с отсрочкой платежа», — согласился Николай Ефимчик.
Некоторые производители тут же стали призывать производителей «приходить к ним за товаром». «Берите продукцию! Мы поможем отобрать и сами привезем. Мы готовы к сотрудничеству», — заверила представитель «Галантэи».
У главы «Беллегпрома» также поинтересовались мужским трикотажем. «Это одна из слабых позиций в легпроме. У нас катастрофически не хватает мужского товара. Наши предприятия покрывают только 2% потребностей внутреннего рынка», — не стал спорить Николай Ефимчик.
Тут же директор ЧУП «Торговый дом Коминтерн-М» Андрей Ахрем продемонстрировал ИП новые модели мужских костюмов. К примеру, один из костюмов, который в госмагазинах можно купить за 2 миллиона 959 тысяч рублей, предпринимателям предлагают приобрести за 1 миллион 860 тысяч рублей (цена без НДС).
При этом Андрей Ахрем обратил внимание, что многие мужские костюмы, привезенные из России и которые ИП продают на рынках, пошиты как раз фабрикой «Коминтерн».«Все «Ждановичи» завалены костюмами, которые мы отшили, но их привезли через Россию», — сказал директор ЧУП «Торговый дом Коминтерн-М». Андрей Ахрем рассказал, что любой желающий ИП может обратиться на фабрику и пошить партию мужских костюмов. По его словам, работа по пошиву стоит 430 тысяч рублей, плюс еще около 190 тысяч обойдется фурнитура. При этом стоимость ткани варьируется от 4 до 5 долларов, на один костюм уходит до 4 метров полотна.
По словам Николая Ефимчика, проблемы существуют и с детской обувью:«мы проигрываем в ассортименте иностранным производителям». Ипэшники пожаловались на качество детской обуви, выпущенной компанией «Чевляр».
«На всех предприятиях масса проблем, но обувь у нас сделана из натуральных материалов. Обувь продается, и продается хорошо», — оправдывалась представительница «Чевляр».
Столичная предпринимательница Ольга Шахмуть, которая во вторник присутствовала на заседании рабочей группы по вопросам работы ИП в Минэкономики, посетовала, что концерн почему-то не представляет работы белорусских дизайнеров.
Ипэшники много критиковали на встрече одежду и обувь отечественных предприятий легпрома: как из-за ассортимента, так и из-за цены. Руководители фабрик, которые присутствовали на встрече с ИП, пытались ответить на упреки. К примеру, гендиректор «Купалинки» Татьяна Ярота рассказала, что предприятие «сейчас настолько мобильно», что «может выпустить одежду по индивидуальному пошиву».
«Мы готовы сотрудничать с индивидуальными предпринимателями в любой форме, — сказала Татьяна Ярота. — Предприниматели могут скооперироваться и заказать у нас одежду по индивидуальному пошиву. У нас есть свои дизайнеры». По словам гендиректора «Купалинки», с начала этого года 20 предпринимателей заключили договор о сотрудничестве с компанией.
«Важно, что у нас уже получается диалог с индивидуальными предпринимателями», — подвел итоги встречи Николай Ефимчик. Правда, приведет ли этот диалог к подписанию контрактов между торговцами и производителями, пока с уверенностью сказать невозможно.