Изъятые у журналистки Натальи Радиной компьютеры не вернули. Назначена дополнительная экспертиза для выяснения, занимаются ли с них администрированием сайта charter97.org.
Сегодня в Первомайский РУВД Минска старший дознаватель Управления внутренних дел Гомеля Александр Пусев вызвал четверых журналисток Наталью Радину, Ирину Халип, Светлану Калинкину и Марину Коктыш, у которых в рамках уголовного дела о клевете на бывшего начальника Управления КГБ по Гомельской области Ивана Коржа были проведены обыски и конфискована вся компьютерная техника.
Журналистку сайта charter97.org Наталью Радину ознакомили с материалами компьютерно-технической экспертизы 8 изъятых у нее системных блоков. Экспертизу проводили сотрудники Главного экспертно-криминалистического центра МВД РБ. Согласно данным экспертизы, не было установлено, что данных компьютеров производилась рассылка материалов, порочащих честь и достоинство сотрудника КГБ. Эксперты искали материалы по ключевым словам «Иван Корж», «Вячеслав Дудкин», «родственники арестованных милиционеров», «диктатура», «Европарламент», «Ежи Бузек». В итоге не были найдены материалы со словами «Корж», «Дудкин» или «родственники арестованных милиционеров», но зато было найдено более 3.000 файлов, в которых содержалось слово «диктатура».
Несмотря на то, что никаких материалов, которые должны были бы интересовать следствие в рамках данного уголовного дела, найдено не было, дознаватель ознакомил Наталью Радину с постановлением о проведении дополнительной компьютерно-технической экспертизы. На этот раз эксперты должны выяснить, осуществлялось ли с изъятых компьютеров администрирование сайта charter97.org. При этом следователь не смог ничего ответить на вопрос журналистки, зачем это выяснять, раз это не относиться к данному уголовному делу. В результате дополнительной экспертизы будут также проверены электронная почта, все контакты, общение через Skype и QIP.
Кроме того, Наталью Радину допросили во второй раз. И снова следствие больше интересовала работа и функционирование сайта charter97.org.
Стоит отметить, что накануне допроса, Радиной позвонил участковый милиционер, который сообщил, что должен по требованию прокуратуры Ленинского района Минска составить на нее характеристику. Участковый уточнил, где работает журналистка.
«Теперь в этом деле все ясно и прозрачно – его используют исключительно для того, что оказать давление на журналистов сайта charter97.org накануне президентских выборов. Нашу работу и так делают невозможной: постоянные допросы, обыски, мы лишились офиса из-за давления милиции на хозяйку квартиры. Действует элементарный запрет на профессию журналиста в Беларуси. Я абсолютно согласна с экспертами МВД: информации об Иване Корже или Вячеславе Дудкине в наших компьютерах нет, а вот диктатура в стране есть. И мы будем об этом писать, что бы сегодня власти не пытались сделать», - отметила Наталья Радина.
Журналисток «Народной воли» Светлану Калинкину и Марину Коктыш, а также корреспонденту российской «Новой газеты» Ирину Халип сегодня также ознакомили с результатами компьютерно-технической экспертизы изъятых у них компьютеров. Там также искали информацию по тем же ключевым словам. Компьютеры тоже не вернули. Но назначена дополнительная экспертиза с целью расшифровки удаленных или зашифрованных файлов. Кстати, у Ирины Халип, например, также нашли более 200 документов со словом «диктатура».
«Теперь-то я точно знаю, что диктатура - это ненадолго. Ведущий уголовное дело Пусев недоволен результатами экспертизы и назначил дополнительную, потому что, как оказалось, восстановить все уничтоженные мной файлы эксперт оказался не в состоянии. Зато эксперт в своем заключении тоже выразил недовольство тем, что при обыске не изъяли «зарядник», а батарея у ноутбука была разряжена, и он не смог его включить. Это затрудняло проведение экспертизы. Молодцы, ребята, отлично работаете! Приходите, если надо: готова сдать адаптер добровольно, чтобы даже косвенным образом не препятствовать проведению новой экспертизы. И еще искренне развеселило новое задание для экспертов - установить пароли к почтовым ящикам и выявить список контактов. Учитывая, что несколько месяцев назад, когда мне угрожали, практически в каждом письме или звонке были прямые намеки на содержание моих электронных писем и телефонных разговоров, зачем милиционерам корячиться? Позвонили бы смежника, сидящим в соседнем с МВД здании, и спросили бы пароли и список контактов. И не пришлось бы бессмысленно тратить время. Можно было бы пивка попить или, для разнообразия, раскрыть какое-нибудь преступление. А в целом - порадовали господа офицеры. С таким качеством работы они точно революцию профукают», - сказала Ирина Халип.