За отсутствием на экранах «дежурного по стране» Михаила Жванецкого, иногда вынужден посматривать еженедельный сериал «Клуб редакторов» с участием Павла Якубовича.
Геннадий Давыдько, хоть и артист, но до Павла Изотовича ему пока далеко. Занятные бывают зрелища. А тут еще и госпожа министерша, собственной персоной заполнившая весь экран, обрушила свой гнев на интернет и плохих журналистов.
Подумалось, что сейчас она озвучит оценку топтания ботинками ОМОНовских эстетов по лицу журналиста, но она заговорила про государственный корабль, который уже 20 лет уверенным курсом движется к какой-то цели. Про сгнивший корпус этого корабля, работающий со сбоями двигатель и про кормчего, плохо понимающего, куда он ведет разваливающийся корабль, она за лавиной своих слов-нареканий так и не вспомнила.
Поэтому члены «Клуба» были вынуждены изменить тему беседы. Заблудили про бесчинства в социальных сетях, про необходимость ограничить интернетовскую вольницу и не мешать курсу корабля. В их рассуждениях чаще всего звучали слова: запретить и принять «жэсточайшие» меры! Запретить все оценки и критику чиновников, собственное мнение о происходящем в стране и многое другое. И даже сама идея общественного диалога, случайно возникшая в разговоре, осталась без внимания. А зря.
О том, что экономика Беларуси разваливается, сегодня не говорит только ленивый. Предложений, что делать, высказывается предостаточно. Но все упирается в кормчего нашего дряхлого корабля и его нежелание менять взятый им тупиковый курс. Зато попытки «государевых людей» заболтать проблему и убедить людей потерпеть, затянуть пояса вызывают очевидное озлобление народа. Особенно после решений пополнить пустеющий бюджет введением новых налогов, разных запретов и поборов, увеличением коммунальных платежей.
Люди прекрасно помнят, как несколько лет назад Андрей Кобяков, тогда еще вице-премьер, заявлял: «Доля оплаты населением коммунальных услуг уже достигла 60 процентов!». Казалось, что заветная 100-процентная оплата населением коммунальных услуг вот-вот будет достигнута! Тем более что и начальник страны убеждал, что курс нами выбран правильный, среднемесячная зарплата будет по 1000 долларов на каждого, и денег всем хватит!
Радость была всеобщей, но недолгой. Теперь спрашивается, кто такими обещаниями вешал лапшу на уши доверчивому народу? Кто своими сказками про успешное развитие страны ездил по ушам зомбированных лохов, которые теперь с горечью вынуждены вспомнить про народную мудрость: «Курочка в гнезде, а яичко (1000 долларовая зарплата) — сами знаете где»?
Нынче Кобяков уже премьер-министр. У него карьерный рост, а в стране — рост стоимости коммунальных услуг. При этом их доля в общей величине оплаты странным образом постоянно снижается. Так, по отдельным видам услуг их оплата уменьшилась с 60 до 20 процентов! Если это как- то связано с карьерным ростом Кобякова, то зачем стране такой премьер-министр и тот, кто его на должность назначил за наши с вами денежки?
Объяснений такому парадоксу чиновники не дают, а вопли и стенания в прессе «государевых слуг» имеют одну цель — увести обсуждение в сторону, убедить наше население, что за его желание жить по западным стандартам надо и за коммунальные услуги оплачивать по-западному! Зато про западную традицию регулярно менять власть через честные и свободные выборы — ни слова!
При этом никто не объясняет людям, почему их зарплаты так отличаются от западных, а изъятые у них налоги не направлены на улучшение жизни, почему доля оплаченных услуг постоянно снижается, почему проценты оплаты в разных городах и даже в одном городе при одинаковых тарифах различаются в 2-3 раза? Кто в этом виноват, и что надо делать?
Казалось бы, чего проще? В стране есть полторы сотни коммунальных предприятий, оказывающих услуги населению. Перечень таких услуг известен, на каждую из них составлены сметы (планы, калькуляции) затрат и утверждены тарифы. По тарифам и «наворотам» на них рассчитаны планы хозяйственно-экономической деятельности для таких предприятий, включая расходы и доходы. Причем как на одну территориально-административную единицу, так и на одного потребителя.
Разница между расходами на оказание коммунальных услуг и доходами, полученными от оплаты их потребителями, составляет величину убытков коммунального предприятия. Эти убытки покрываются из бюджета региона. Сумма убытков по всем предприятиям страны с учетом содержания собственно министерства и его структур дают величину расходно-доходной деятельности всего Министерства жилищно-коммунального хозяйства страны. Все просто и ясно.
Настолько, что даже сам министр ЖКХ, недавно принимавший двух «ходоков от народа», обещал им сделать прозрачными и доступными для проверки все имеющиеся расчеты. Обещание похвальное. Но, зная способности нашей власти, сомнения в душе остаются. И лучшим советчиком в таких случаях может быть только народная мудрость: «Доверяй, но проверяй!».
Потому как расчет плана хозяйственной деятельности каждой административно-территориальной единицы делают сами коммунальщики. Утверждают такой план и величину компенсации убытков из местного бюджета на сессии местного Совета депутатов. Кто из нынешних депутатов местных Советов способен и делал проверку таких расчетов перед их утверждением на сессии? Никто!
В свою бытность депутатом районного Совета на заседании комиссии я попросил замдиректора ЖКХ объяснить несколько позиций из плана по модернизации оборудования — переводу одной из котельных района на местные виды топлива. Возникла пауза, замдиректора ушла с заседания комиссии, а все документы ей подписал председатель исполкома. Через полгода прокуратура возбудила уголовное дело на двух руководителей ЖКХ за злоупотребления при модернизации этой котельной. Такова жизнь!
Как оказалось, коммунальщики отчитались о более эффективном, чем природный газ, использовании мокрой щепы (калорийность щепы ниже, чем у газа в два раза) и не оформили актами вывод из амортизационных начислений трех газовых котлов, которые перестали использовать. О премиях, как в таких случаях происходит, не забыли.
Таких планов хозяйственно-экономической деятельности у коммунальщиков полторы сотни по стране, как и планов по компенсации убытков из местных бюджетов. Все эти данные, сведенные воедино, находят отражение в государственном бюджете страны, который затем утверждают депутаты и сенаторы нашего двухпалатного «парламента». ..
Кто из них имел смелость возразить или засомневаться в правильности записанных в таком бюджете цифр? Никто! Лухта гуляет по стране!
Сегодня даже сотрудники КГК не страшатся утверждать, что наша энергетика настолько затратная, что стала губительной для всего народного хозяйства. В одном из последних докладов говорится, что в свои расчеты, а затем в тарифы для потребителей энергетики включают не ту численность штатного персонала, которая имеется в наличии, а нормативную, завышая, тем самым, плановые показатели по труду и соответственно их долю в тарифах.
В свое время в Жлобине в коммунальной котельной согласно тогдашним нормативам по труду Министерства черной металлургии работало всего 79 человек, а выработка товарной продукции на одного работающего была больше, чем на БМЗ. После передачи котельной на баланс «Гомельэнерго» ее штат был увеличен на 70 человек, а после достройки 30МВт генерирующих мощностей — еще на 29 человек. Красиво жить не запретишь!
Кроме этого, имея лишнюю установленную мощность в энергосистеме (до 2000 МВт), энергетики и Минэкономики включают все затраты на ее содержание в тарифы, и их оплачивают потребители. По самым скромным подсчетам, это около 4 центов в себестоимости каждого кВт/ч электроэнергии, отпускаемого потребителям (она составляет около 13 центов). В пересчете на всю потребляемую в стране электроэнергию все потребители «жертвуют» энергетикам таким образом более 1,2 млрд долларов в год.
Возможно, такие «пожертвования» потребители электроэнергии могли бы пережить, если бы не одно НО. Это самое НО коммунальные службы затем включают в сметы всех своих расходов на подачу воды, на перекачку хозфекальных стоков, на производство тепловой энергии и горячей воды, на освещение улиц и подъездов, работу лифтов, вентиляции и всего того, что предъявляют еще раз для оплаты своих услуг потребителям.
Решение этой проблемы, кроме замены плохо соображающего кормчего, ведущего корабль к крушению по волнам инфляции и постоянно растущего внешнего долга, можно начинать с самого малого — воссоздания реальной системы местного самоуправления, с выборности, а не назначения депутатов, которые реально представляли бы население в местных Советах, которым надо переподчинить местные исполнителные комитеты во главе с их председателями.
Именно такие представители населения на местах могут стать на первых порах проводниками тех политических реформ, так необходимых для экономического развития страны, эффективными контролерами расходования бюджетных средств в своих регионах, успешными распрядителями ресурсов, направляемых на развитие новых производств и создание новых рабочих мест в регионах, генераторами идей и планов для удовлетворения потребностей местного населения.
Марат Афанасьев , naviny.by.