Дешевое в Беларуси не бывает без подвоха.
«Надежная, красивая и за отличную цену!» — радовалась брестчанка Ирина, покупая на аукционе в ТД «Восточный» конфискованный ранее таможней Lexus.
И если с первыми двумя утверждениями согласиться можно, то третье — под вопросом: экономия оказалась сомнительной — спустя три дня после приобретения авто женщину на трассе остановила Транспортная инспекция и под угрозой изъятия машины потребовала заплатить 300 евро за нарушения по BelToll, которые допустил старый владелец Lexus, сообщает tut.by.
- Я давно планировала покупку машины и рассматривала различные варианты, — рассказывает Ирина. — На рынке машину боялась покупать — вдруг с документами что-то не в порядке, вдруг обманут. В сентябре 2015 года в ТД «Восточный» в Бресте присмотрела Lexus IS250. Машина продавалась уже около года, однако никто не спешил ее покупать, прошла одна переоценка. Автомобиль мне понравился, и я решила принять участие в торгах.
Прежде, чем заявляться на аукцион, Ирина тщательно изучила историю авто. Lexus IS250 2008 года выпуска принадлежал раньше гражданке Чехии, которая часто приезжала в Беларусь и Россию на разных автомобилях. За дамой числились невыполненные обязательства по таможенным платежам, поэтому в очередной ее визит в Беларусь, в октябре 2013 года, ее Lexus таможенники арестовали. Около года чешку уведомляли о необходимости оплатить необходимые суммы штрафов по нарушению сроков временного ввоза, однако на письма она не реагировала. Спустя год Брестская таможня подала иск в суд, решением которого Lexus обратили в доход государства.
- На торгах на эту машину претендовала я одна, поэтому Lexus купила за начальную цену плюс 5% — итого чуть менее 200 млн рублей: на то время это было около 11 500 долларов.
На руки новой владелице выдали комплект документов: справку, что машина «чистая» и в угоне не числится, счет-справку, техпаспорт с фамилией старой владелицы, документы, объясняющие, на каком основании машина обращена в доход государства, — их нужно было сдать в МРО ГАИ для переоформления машины.
Через три дня после аукциона Иринаехала на Lexus по Бресту. На машине еще были чешские номера — ездить на них можно было по закону: новый владелец должен перерегистрировать машину в течение десяти дней. Ездить же вообще без номеров нельзя — автомобилистка знала это.
- С мигалками ко мне подъехал микроавтобус Транспортной инспекции и потребовал остановиться. Инспекторы сообщили что я — пользователь платной дороги и нарушитель. Оказалось, на машине с 2013 года «висят» три нарушения за неоплату проезда по платным дорогам страны, сумма — 300 евро. Мне сказали: «Платите 300 евро или мы конфискуем автомобиль».
На руках у женщины были все документы с аукциона, подтверждающие, что владелицей машины она стала только три дня назад. Но как ни пыталась Ирина доказать инспекторам, что не имела отношения к этой машине в 2013 году и пользователем платной дороги не являлась, ее слушать не хотели.
Фото: tut.by- Чтобы у меня не забрали автомобиль, я попросила знакомых, чтобы мне привезли 300 евро, и заплатила за чужое нарушение.
Сразу после этого женщина написала претензию в Транспортную инспекцию, к письму приложила копии всех документов. Ирина надеялась, что там разберутся и вернут ей деньги.
Однако надежды не оправдались. В ответе Транспортной инспекции сообщили, что если в базе есть нарушение, то собственник автомобиля должен оплатить это нарушение. Оснований для отмены нарушения у транспортников нет. А для возврата денег ей предложили подать иск к прежнему владельцу автомобиля.
Фото: tut.by Фото: tut.by- Иск к старому владельцу! Таможня, у которой столько полномочий, не смогла «достать» эту женщину, а мне предлагали подать на иностранку в суд! — возмущена Ирина.
Женщина не сдалась и написала жалобу в Минтранс. Ответ ждала больше месяца. В письме — отказ вернуть 300 евро.
Фото: tut.byИрина, получив отказ, не сдалась — и позвонила на прямую телефонную линию Минтранса, которую вел замминистра Алексей Авраменко (кстати, именно он подписывал ответ на первое обращение Ирины).
- Я ему рассказал всю цепочку действий, про непонимание транспортников и отписки, которые мне приходили. Авраменко сказал, что это не первый случай — подобная ситуация произошла с мужчиной из Могилевской области. И пообещал, что лично разберется в этом вопросе и мне вернут деньги. Меня это обнадежило снова.
Но обещанных денег Ирина так и не дождалась. Во втором ответе, который пришел из транспортного ведомства, признали, что Ирина не являлась собственником машины в 2013 году — когда были сформированы нарушения за пользования платными дорогами, но сообщили что это ТД «Восточный» ввел покупательницу в заблуждение и продал авто с обременением, не уведомив ее об этом. И посоветовали обратиться в суд, уже с иском к ТД «Восточный»: мол, более того, Минтранс готов оказать техническую помощь в подготовке к суду.
В министерстве также сообщил, что с 14 февраля 2016 года с подобными ситуациями покупатели автомобилей сталкиваться не будут: указом президента № 349 в ПДД внесены изменения, предусматривающие, что при продаже в Беларуси юрлицами или ИП не произведенных в республике и ранее не зарегистрированных транспортных средств при их доставке покупателю или к месту госрегистрации своим ходом продавцы будут выдавать временные номера.
Фото: tut.by Фото: tut.by— Хорошо, что в такое положение, как я, люди больше не попадут. Раньше это не было прописано в законе. Но что же делать мне? — недоумевает Ирина. — Исковое заявление, госпошлина, услуги адвоката, поездки в Минск на заседания — все это стоит больших денег, которых после покупки машины у меня нет. Но я готова идти дальше. Вот только найти бы того мужчину из Могилевской области, о котором говорил Авраменко, а, может, и других, которые оказались в подобной ситуации. Сообща бороться легче.
— Откуда мы могли знать, что этот Lexus с обременением? — удивился первый заместитель директора ТД «Восточный» Александр Блетько. — С какими документами нам передала автомобиль комиссия (по работе с имуществом, обращенным в доход государства) и уполномоченные органы, с теми и работаем. Мы не занимаемся поиском дополнительных документов на товар, выставленный на торги.
На вопрос, кто же должен оплачивать повышенную оплату за проезд по платным дорогам, если она числится за автомобилем, выставленным на аукцион, замдиректора развел руками: «Вопрос не ко мне».
Андрей Шимко, представитель Департамента по гуманитарной деятельности в Брестской области (эта организация работает с имуществом, обращенным в доход государства) пояснил, что документация на изъятые в доход государства автомобили «собирается в соответствии с законом», но перечень документов разглашать не стал: «Эта информация для служебного пользования». Также не разглашается информация о том, отправляет ли комиссия запрос в Транспортную инспекцию о наличии у выставленных на аукцион машин «хвоста» в виде штрафов BelToll.
Эту информацию удалось получить в центральном аппарате Транспортной инспекции: запросов от организаций, которые занимаются изъятым в доход государства транспортом, о имеющихся нарушениях за проезд по платным дорогам Беларуси к ним не поступало. Также ни разу не интересовались этим частные лица — перед тем как покупать авто с аукциона. Хотя, уверяют в инспекции, такую информацию им бы не предоставили.
Имейте в виду.