Китайский кредит в объеме 7 млрд долларов, о котором недавно напомнил А. Лукашенко, – это результат договоренностей сторон, достигнутых в мае 2015 года во время визита в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина (белорусская сторона назвала этот визит «по-настоящему историческим»). Однако воспользоваться этими деньгамив Беларуси никто не спешит, пишет «Белрынок».
Прошлогодний майский визит председателя КНР Си Цзиньпина в Беларуси обнадежил многие белорусские предприятия нефтехимии. В частности, ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» проявила интерес к участию в реализации проектов строительства азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот» стоимостью 1,2 млрд. долларов и этилен-пропиленовой установки завода «Полимир» ОАО «Нафтан».
Ранее обсуждалась также возможность осуществления проекта в сфере большой химии, который планировали реализовать ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМСЕ». Речь шла о строительстве нового полиэфирного комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) стоимостью около 300 млн. долларов.
А во время прошлогоднего посещения ОАО «Могилевхимволокно» представители Китайской нефтяной корпорации по технике и разработке (СРТDС) высказали заинтересованность в участии в реализации проекта строительства комплекса по производству полиэфирной продукции. Согласно протоколу переговоров, после получения соответствующей документации от ОАО «Могилевхимволокно» китайская сторона собиралась предложить возможные схемы финансирования проекта. Тогда же состоялись переговоры между концерном «Белнефтехим» и китайской компанией Jiangsu Baoli Asphalt Co. Ltd. и было достигнуто взаимопонимание о возможности создания совместного белорусско-китайского предприятия по производству строительных битумов на площадке ОАО «Нафтан».
Однако все эти проекты за последние полгода не имели прогресса.
В начале 2016 года руководство «Белнефтехима» попыталось подстегнуть процесс. В январе состоялся визит председателя концерна «Белнефтехим» Игоря Ляшенко в Китай, где прошли переговоры с руководством Министерства коммерции КНР, Эксимбанка и Китайской ассоциации международных подрядчиков.. По информации «Белнефтехима», стороны договорились во второй половине февраля проработать условия и детали возможных контрактов.
К китайским кредитам -- с настороженностью
Между тем многие белорусские предприятия, да и чиновники тоже, к китайским кредитам относятся с повышенной осторожностью. Большой минус льготных и коммерческих китайских кредитов в том, что они являются связанными. Получается, что Китай вкладывает свои финансовые ресурсы не столько в развитие белорусских предприятий, сколько в продвижение собственного оборудования и рабочей силы. Кроме того, не всегда китайское оборудование и технологии отвечают современным стандартам.
К тому же у многих белорусских директоров есть наглядный пример модернизации с участием китайских кредитов. Не так давно китайская корпорация СITIC Construction Ltd. завершила реализацию трех крупных проектов на цементных заводах. Однако сейчас эти заводы имеют проблемы с реализацией продукции.
Крайними в подобной ситуации могут стать ответственные чиновники и директора предприятий, которые, видимо, вряд ли смогли забыть слова белорусского президента, сказанные им в августе 2014 года на совещании по теме освоения китайских кредитов.
«Самое страшное, если мы модернизируем производство, а затем, получив продукцию, не будем знать, куда девать продукцию. Тогда встанет вопрос: зачем мы брали кредиты, зачем мы производили эту продукцию и кто будет возвращать эти кредиты, если продукция не будет находить сбыта? Это сродни преступлению. Первый преступник будет министр. Зачем брал деньги, кредиты, производил продукцию, которая не находит сбыта?» – заявил А. Лукашенко.
В нынешней экономической ситуации эти слова фактически могут означать запрет для желающих воспользоваться дешевыми китайскими кредитами.
Кредиты из-под палки
Это, по сути, подтвердил и вице-премьер Владимир Семашко. 11 февраля на коллегии Минпрома он в очередной раз напомнил директорам предприятий о том, что они могут воспользоваться льготными китайскими кредитами. «Никто эти кредиты не выбирает. Из-под палки сформировали десятка два с половиной - три проектов. В основном «Амкодор» берет – где-то 1,6 млрд, долларов, примерно на такую же сумму – все остальные предприятия», – заметил Владимир Семашко.