Слова Лукашенко выглядят уже даже не популизмом, а форменным издевательством.
Совет министров установил новые предельно допустимые планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги на 2016 год.
Указанные в постановлении цифры необходимы предприятиям системы ЖКХ для внутреннего пользования, но населению от этого вряд ли будет легче — судя по последним тенденциям, в вопросе квартплаты белорусам придется потуже затянуть пояса.
Предельно допустимые планово-расчетные цены устанавливаются ежегодно в соответствии с требованиями правительственного постановления № 54 от 18 января 2006 года, напоминают «Белорусские новости».
Этот показатель необходим для планирования бюджета организаций, занимающихся оказанием жилищно-коммунальных услуг или обслуживающими жилищный фонд, то есть ЖЭСов, ЖЭУ, ЖРЭО и т.д.
Каждая такая организация с учетом особенностей и нюансов рассчитывает плановый объем работ на год и реальную обоснованную стоимость услуг ЖКХ. Финансирование утвержденного бюджета организации осуществляется местными властями. Если фактические затраты на услуги будут меньше планово-расчетных цен, то разница пойдет в доход предприятия, если наоборот — то в убыток.
Такая практика применяется для того, чтобы мотивировать предприятия к экономии и снизить затраты государства на оказание населению жилищно-коммунальных услуг.
Предельно допустимые планово-расчетные цены не имеют прямого отношения к тарифам на услуги ЖКХ, которые устанавливаются другими нормативно-правовыми актами.
«Это постановление означает, что правительство ставит в рамки работу коммунальных организаций для того, чтобы процесс был управляемым, чтобы не было резкого роста цен. Облисполкомы должны будут принять все меры, чтобы оказаться в рамках этих цен», — отметила начальник управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Елена Дудинская.
Необходимо отметить, что в Беларуси действуют несколько видов жилищно-коммунальных тарифов — для населения, для юридических лиц и экономически обоснованные тарифы. Юрлица платят больше, чем население, а экономически обоснованные тарифы должны покрывать 100% затрат на их оказание. В настоящее время разницу между тарифами для населения и экономически обоснованными тарифами покрывают юрлица за счет более высоких платежей (так называемое перекрестное субсидирование) и государство за счет бюджетных субсидий организациям ЖКХ.
Елена Дудинская отметила, что экономически обоснованные тарифы утверждают исполкомы, но на 2016 год «они пока не установлены».
Например, предельно допустимая планово-расчетная цена на единицу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в Минске установлена в размере 1 161 570 рублей (за 1 Гкал). Тариф, же, обеспечивающий полное возмещение расходов, в настоящее время составляет 854 710,3 рубля, а реально население платит 133 417 рубля.
Какие суммы могут быть в жировках, если бы населению пришлось платить за отопление по полной, можно увидеть вот на примере минчанина Алексея Стаховского, по домашнему адресу которого зарегистрировано частное унитарное предприятие, поэтому квартплату ему считают как для юрлица.
Впрочем, и без того суммы за услуги ЖКХ для населения неуклонно растут. С 1 января увеличены тарифы на водоснабжение и вывоз мусора, а также изменена система оплаты за техническое обслуживание.
За воду минчане и так платят практически по ставке полного возмещения — 8914,7 рубля за кубометр при 9000 рублей экономически обоснованных затрат. Однако Елена Дудинская отметила, что это прошлогодний тариф и он уже не покрывает всю сумму затрат.
Как сообщил в эфире телеканала ОНТ 11 февраля министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов, затраты на все услуги ЖКХ, кроме отопления, население возмещает практически полностью.
«Если брать по водоснабжению, это уже почти 70%. Если брать по техническому обслуживанию, то это уже почти 85%. То есть осталась одна услуга, которая нам доставляет серьезный довесок — это теплоснабжение... Теплоснабжение население возмещает на 15% от реальной стоимости услуги», — сказал чиновник.
Очевидно, что к концу года цены на услуги ЖКХ увеличатся, на отопление, прежде всего. Понятно, что в случае, если не будет экономического роста и увеличения заработных плат, это больно ударит по социально уязвимым слоям населения, отметил экономический обозреватель «Либерального клуба» Антон Болточко.
Чтобы население справилось с ростом тарифов, у людей должна быть работа: «Надо максимально компенсировать затраты за счет упрощенного поиска доходов, то есть создавать условия для развития частного бизнеса и других видов деятельности с увеличением количества рабочих мест».
Для социально уязвимых слоев населения важна налаженная система адресной социальной помощи, отметил эксперт. При этом Антон Болточко с сожалением напомнил, что с 2014 года при расчете бюджета прожиточного минимума не учитывается рост цен на услуги ЖКХ.
«Если ранее это не имело большого значения, теперь же, когда цены на услуги ЖКХ растут быстро, наоборот», — сказал Антон Болточко.
В целом, по его мнению, нынешние действия властей в системе ЖКХ порождают больше вопросов и неопределенности, чем должны были бы. Создается впечатление, что все сделано для того, чтобы запутать всех и каждого:
«Это яркий пример того, как в нашей стране проходят любые преобразования. Одно ясно — цены на услуги ЖКХ будут расти, с какой скоростью — зависит от политической воли руководства страны и готовности к реформам».
А ее-то как раз и нет. 16 февраля на совещании с правительством и вертикалью Александр Лукашенко в очередной раз заявил, что ему реформы не нужны. Но при этом вновь выступил в маске народного защитника («Но резать по живому людей, отбирая последние деньги из карманов у половины населения, никому не позволено!»), что выглядит уже даже не популизмом, а форменным издевательством.