После года переписок и согласований успешный в соседних странах проект вдруг оказался неактуальным для белоруских чиновников.
Больше года назад украинский бизнесмен Валентин Панченко решил инвестировать в Минск, создав с белорусскими партнерами сеть автоматов по продаже артезианской воды во дворах многоэтажек. Такие услуги широко распространены в соседних странах и давно актуальны для Беларуси, где не все осмеливаются пить воду из-под крана. Однако после года переписок и согласований проект вдруг оказался неактуальным для чиновников. Из-за чего столица рискует потерять еще одного иностранного инвестора в кризис, пишет tut.by.
Радужные планы годичной давности
Напротив нас — белорусский партнер украинского бизнесмена Владимир Квашнин. До 2011 года он работал директором импортера сельхозпродукции «Украинское зерно» и сотрудничал с Валентином Панченко. Доверительные отношения с херсонским предпринимателем остались и после выхода Владимира на пенсию.
— В ноябре 2014 года Валентин приехал ко мне и предложил поставить в Минске автоматы для продажи артезианской воды в тару покупателя. Его компания «Эво вендинг» занимается их производством и владеет автоматами в нескольких городах Украины, - рассказал Владимир.
Идея заинтересовала Владимира не только с точки зрения бизнеса, но и с позиции потребителя. Он живет на улице Есенина в Малиновке и говорит, что вода у него из-под крана хоть и соответствует СанПиНу, но по вкусу — не очень. Правда, зная местные особенности, иллюзий о скорой реализации проекта Квашнин не питал.
У Панченко же, наоборот, были серьезные планы. На первом этапе он хотел поставить в минских дворах 200 автоматов с артезианской питьевой водой, которая бы стоила дешевле, чем в магазине: 10 тысяч за 6 литров на сегодняшний день. Такой бизнес давно существует даже в соседних странах СНГ, где люди просто спускаются в тапочках из квартиры и набирают воду куда угодно: хоть в бутылку, хоть в чайник, хоть в стакан.
По мнению инвестора, этот проект был бы не только полезен минчанам, но и выгоден городским властям. По подсчетам Панченко, 200 автоматов должны давать немалые суммы налоговых поступлений и арендных платежей в год плюс обеспечивать дополнительную занятость населения.
При условии успешной реализации проекта в Беларуси украинец планировал перенести сюда и производство автоматов. Инвестор считает, что подобное оборудование востребовано в России и Казахстане, соответственно, производить его выгоднее в стране — члене Таможенного союза.
— Валентин был очень воодушевлен и думал, что к февралю 2015-го мы уже начнем ставить автоматы. Я же сказал, что если к началу 2016 года мы установим хоть один — я буду приятно удивлен, - рассказал Владимир.
Круг первый: от санврача до товариществ собственников
Первым делом бизнесмены отправились в городскую службу гигиены и эпидемиологии, где им четко сказали: «Нельзя, а вдруг человек нальет воду в грязную бутылку и отравится?». Объяснили это тем, что отпускать напитки в тару покупателя запрещено по закону.
— Но поскольку вода — это не напиток, я записался на прием к главному санврачу республики Игорю Гаевскому. Он оказался очень прогрессивным человеком, который поддержал нашу идею.
После официального письма за подписью Гаевского вопросы у санслужбы отпали, вспоминает Владимир. Дорога была открыта — и предприниматели решили начать проект с Московского района, где вода не лучшего качества.
— Мы попали на прием к замглавы администрации района Андрею Сусленкову, который тоже поддержал идею, но сказал, что у нас могут возникнуть проблемы и волокита с арендой земли, которая находится в коммунальной собственности. Он посоветовал арендовать землю у товариществ собственников.
В апреле 2015 года предприниматели зарегистрировали ООО «Родник у дома», выбрали товарищества с оптимальной локацией и заключили 12 договоров на аренду земельных участков площадью 2,25 кв.м. каждый. Параллельно с этим бизнесмены ввезли из Украины 12 вендинговых автоматов, заключили договор на поставку воды из артезианской скважины с Дзержинским ЖКХ, а также подписали договор на ее перевозку с «Минскагротрансом» и за свой счет переоборудовали цистерну.
— Кроме этого, мы получили письмо Мингорисполкома, в котором городские власти написали о готовности предоставить 10−20 мест для пилотного проекта при условии выполнения ряда требований. Но, когда мы пришли в администрацию с договорами, чтобы нас зарегистрировали в торговом реестре, они дали отказ. Оказывается, товарищества не имеют права распоряжаться своей землей. Таким образом, мы просто впустую потратили около четырех месяцев.
Круг второй: от Мингорисполкома до Минэкономики
Предприниматели опять пошли в мэрию, которая в прошлом письме была готова предоставить места для пилотного проекта. Однако оказалось, что городские власти восприняли его как альтернативу «Минскводоканалу». Соответственно, ООО «Родник у дома» должно было предоставить тарифы на водоснабжение, которые утверждаются Мингорисполкомом по согласованию с Минэкономики.
— Но в коммерции же это абсолютно невозможно, ведь козе понятно — вода у нас будет стоить дороже. В общем, мы ни к чему не пришли.
Увидев бесперспективность переговоров в исполкоме, бизнесмены решили выяснить необходимость проведения расчетов в Минэкономики, где их принял министр ведомства.
— Он сказал, что у нас великолепная идея и предложил собрать в Минэкономики круглый стол со всеми заинтересованными сторонами.
2 октября 2015 года в министерстве состоялся круглый стол с представителями ведомства, Минторга, Министерства ЖКХ, Минздрава, Центра стандартизации, Мингорисполкома и Минскводканала. Владимир говорит, что все положительно восприняли их идею и направили в исполком письмо с рекомендацией оказать содействие проекту и помочь подобрать для начала 10 мест.
— И мы пошли в ЖЭС-113 (район Есенина и Слободской), договорились об аренде 10 площадок для установки автоматов. Это были такие же маленькие участки площадью 2,25 кв. м, которые в основном находятся между пешеходной дорожкой и отмосткой здания на зеленой зоне.
Далее предприниматели обратились в администрацию Московского района с просьбой рассмотреть вопрос о проведении аукциона на право аренды выбранных участков коммунальной собственности. Районные власти отправили документы в Минский городской центр недвижимости для проведения торгов с условием, что площадки под автоматы инвестор сделает за свой счет. Владимир говорит, что это могли быть несколько обычных плиток, на которые бы становился автомат.
— Но там ответили, что Центр недвижимости имеет право провести аукцион лишь уже на площадки с твердым покрытием.
Получилось, что Центр недвижимости не может провести аукцион на обычные участки земли на зеленой зоне. В его компетенции — лишь организация торгов на участки с твердым покрытием вроде асфальта или плитки. Оборудовать же за свой счет эти площадки инвестору нельзя: поскольку земля им еще не принадлежит, то выполнять на ней работы — противозаконно.
Круг третий: замкнутый круг
Бизнесмены снова обратились в администрацию района, чтобы они либо оборудовали площадки, либо подсказали об уже имеющихся.
— Наш представитель обивал пороги районных начальников — замглавы администрации Владимира Танкевича и главы администрации Александра Крепака. И если в первые визиты эти чиновники положительно воспринимали идею, то потом заявили, что у района нет возможности оборудовать площадки. Так и получился заколдованный круг: на аукцион выставиться нельзя без площадки, а площадку самим сделать нельзя.
Глава же администрации Александр Крепак на личном приеме и вовсе рассказал инвестору, что изготовление площадок не их компетенция, а Мингорисполкома, вспоминает Владимир. После консультаций с землеустроительной службой бизнесмены направили в мэрию обращение с просьбой разрешить сделать площадки или хотя бы разъяснить законодательство, которое каждый в этой истории трактовал по своему.
— А Мингорисполком просто перенаправил это обращение обратно в администрацию Московского района, которая в январе 2016-го уже посчитала проект нецелесообразным. Повторный визит к главе района Крепаку не решил проблему. Он сказал: «Если Мингорисполком нам прикажет — то мы что-то будем делать. А пока мы ничего делать не собираемся и вообще считаем, что это нецелесообразно».
Владимир вспоминает и еще одних противников установки автоматов во дворах. Ими оказались представители комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома.
— Ответ администрации Московского района ссылается на внутренний документ — письмо Комитета архитектуры Мингорисполкома в адрес Управления торговли мэрии, где написано, что они (комитет архитектуры) считают этот проект нецелесообразным. Какое вообще имеет право комитет архитектуры говорить, целесообразен этот проект или нет?! Тем более в наш адрес ничего подобного Мингорисполком не направлял.
Зато на руках у предпринимателей есть более оптимистичный ответ из Минэкономики. В нем сообщается, что Центром недвижимости прорабатывается вопрос организации и проведения аукционных торгов на право аренды площадок с покрытием под установку автоматов.
Правда, этому письмо вот уже как месяц.
«У нас просто опускаются руки»
И в сложившейся ситуации бизнесмены видят все меньше шансов, что проект будет быстро реализован. А город из-за этого не получит примерно 1 миллион долларов инвестиций, постоянные налоговые поступления и новые рабочие места.
— Я ожидал всякого, но только не того, что все упрется в эту несчастную площадку и встретит абсолютное непонимание среди бюрократии. Причем самое интересное в том, что нас понимают в Минэкономики и Мингорисполкоме, но чем ниже идешь по чиновничьей лестнице — тем больше проблем.
У украинских партнеров тоже потихоньку опускаются руки после года обиваний порогов.
— И мы подумали, что эту стенку сможем пробить лишь через СМИ. А не получится — нужно будет уходить, поскольку уже сейчас у Валентина есть предложение из Казахстана. Он говорит, что у него за это время совершенно поменялось мнение о белорусской системе, ведь раньше он думал, что тут, в отличие от правового беспредела в Украине, чуть ли не рай для предпринимателя.
А вот люди из товариществ собственников по прежнему думают, что в их дворах появятся автоматы с артезианской водой.
— Сейчас они звонят мне и спрашивают, где автоматы. «А что же вы, обещали, а мы мучаемся здесь с плохой водой», — говорят мне люди.