Сознательные граждане в Беларуси будут отныне получать вознаграждение от государства за помощь в раскрытии коррупции. Власти ждут от этого шага повышения активности людей, а эксперты оценивают его перспективы неоднозначно.
Кто получит выплаты?
Вознаграждение будет выплачиваться человеку, который способствовал выявлению коррупции, сказано в постановлении правительства Беларуси №101. Выплата будет назначаться прокуратурой на основании ходатайства органа уголовного преследования по уголовному делу, поступившему для направления в суд и в некоторых других случаях. Это в общем.
Если говорить о конкретике, то гражданин может предоставить информацию, предметы и документы, которые способствуют выявлению коррупционного преступления, местонахождения коррупционера в розыске, денежных средств и иного имущества, полученных в качестве взятки.
Кроме того, он может посодействовать предотвращению или возмещению вреда от коррупции или по-другому помочь правоохранительным органам.
Обязательным условием выделения средств является завершение расследования уголовного дела. Пока неизвестно, как будет перечисляться вознаграждение - наличными или на банковскую карту.
Получить вознаграждение не смогут военнослужащие, сотрудники госорганов и организаций, которые сами борются с коррупцией, участники процессов по уголовным делам и собственно виновники коррупционного преступления.
Сколько заплатят?
Размеры выплат будут определять в зависимости от степени помощи правоохранительным органам, а также по принципу: чем тяжелее преступление - тем больше.
Первая категория. Человек помогает в выявлении обычного коррупционного преступления, то вознаграждение составит до 30 базовых величин. На сегодня это 6 млн 300 тыс. белорусских рублей.
Вторая категория. Было раскрыто тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление. В таком случае бдительный гражданин получит выплату до 50 базовых, т. е. на сегодня 10 млн. 500 тыс. рублей.
Вне категорий. Можно также получить до 10 базовых (до 2 млн 100 тыс. рублей), если удастся доказать, что пришлось понести расходы при предоставлении информации о преступлении.
Своеобразным бонусом для сознательных граждан должно стать то, что выплаты не будут облагаться налогами, они даже не будут указываться в декларациях.
Власти: выплаты за коррупцию повысят активность граждан
«Постановление о вознаграждении повысит активность людей в противодействии коррупции», - заявил журналистам начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Беларуси Игорь Грейбо.
По его словам, вознаграждение за информацию о фактах коррупционных преступлений - не нова: такие выплаты, по его данным, есть в ряде стран, сообщает БелТА.
Люди, добавил чиновник, должны в полной мере осознавать всю степень ответственности за сообщения в правоохранительные органы недостоверных и заведомо ложных сведений.
Благо или зло?
«Появление постановления № 101 нельзя назвать чем-то экстраординарным: в июле прошлого года был принят, а в январе 2016 – вступил в силу новый закон «О борьбе с коррупцией». Для реализации норм Закона необходимо принятие ряда подзаконных актов, и постановление № 101 можно рассматривать как один из них», - пояснила БДГ адвокат, партнер АБ «ВМП Власова, Михель и партнеры» Екатерина Забелло.
Кроме того, она напомнила, что Беларусь является участником ряда конвенций ООН для борьбы с коррупцией.
«В частности, Конвенция ООН против коррупции предусматривает возможность включения во внутреннюю правовую систему государства-участника мер для обеспечения защиты любых лиц, добросовестно и на разумных основаниях сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с коррупцией, от любого несправедливого обращения. Советом Европы приняты рекомендации по принципам формирования законодательства о защите заявителей о коррупции, включающие, в том числе, систему наград», - пояснила юрист.
По данным эксперта, «сама по себе концепция “заявления о коррупции” - совершенно не нова: еще в XIX веке в США был принят закон, поощрявший граждан делать заявления о коррупции за вознаграждение в виде процента от суммы, полученной государством в результате раскрытия преступления».
«С тех пор США сформировали, пожалуй, лучшую законодательную практику по рассмотрению заявлений о коррупции и защите заявителей. Кстати, законодательство США предусматривает возможность анонимных сообщений о коррупции», - добавила Забелло.
При этом она неоднозначно оценивает появление подобной практики в Беларуси. «С моей точки зрения, в тех правовых системах, где в полной мере реализованы принципы законности, публичности, гласности, независимости судей, презумпции невиновности, состязательности в уголовном процессе (т.е. как минимум равенства перед судом сторон обвинения и защиты), такой механизм выявления коррупции более чем оправдан. В случае же, если правовая система дает сбой, оплачиваемое заявление о фактах коррупции может быть как благом, так и инструментом давления, что-то вроде "коррупцией бороться с коррупцией"», - заключила Екатерина Забелло.
Прорыва от вознаграждения ждать не стоит
Борьбу с коррупцией мы наблюдаем уже более 20 лет, сказала БДГ юрист Тамара Сидоренко, но сказать, что «мы добились явных успехов, наверное, будет неправильно».
«Особенно печально то, что высшие звенья белорусских властей подвержены коррупции. По сути, еженедельно мы встречаем сообщения о том, что чиновники задержаны, привлечены к ответственности за получение взятки, хищения или использование своего служебного положения», - добавила она.
Эксперт отметила, что, возможно, в связи с этим и появились новые нормативные акты о выплате премии.
«Эффективность такого шага покажет практика, - отметила Сидоренко. - Лично я считаю, что от обещанного материального вознаграждения прорыва или системных изменений ожидать не стоит».
Она обратила внимание, что коррупционные преступления обычно совершаются тайно, и свидетелей, как правило, не бывает. «Другие нарушения Уголовного кодекса должностными лицами тоже требуют значительной приближенности к участникам и знания обстоятельств, которые основной массе белорусов будут недоступны», - подчеркнула Тамара Сидоренко.
Юрист предположила, что некоторых из желающих сообщить о коррупции может также остановить факт порицания и возможные негативные последствия этого шага в виде мести или ущемления прав другими начальниками.
«Хотелось бы, чтобы люди понимали свою высокую гражданскую ответственность, и желание помочь основывалось на ней, а не на желании получить материальную выгоду. Одно другое не исключает, но может нивелировать гражданскую позицию человека», - считает Тамара Сидоренко.
Среди других негативных последствий она видит возможный рост сообщений на почве личной неприязни, кроме того, ценность самих сообщений и возможность их доказать могут быть минимальны.