Попытки властей реанимировать нынешнюю экономику напоминают желание оживить дохлую лошадь.
Все, что делается сегодня белорусской властью, можно поделить на две части.
Первая — это попытки реанимировать нынешнюю экономику (с таким же успехом можно пытаться оживить дохлую лошадь). Предлагаются простые решения: «Кто мешает руководителю принять решение производить в большем объеме качественную продукцию? Кто? Никто! Кто этому руководителю предприятия мешает продать эту качественную продукцию по максимально выгодной и высокой цене? Никто!».
Даются невыполнимые задания: «Александр Лукашенко требует снижения себестоимости продукции на 25%». Как в затяжную засуху, заметив любую маленькую тучку, с нетерпением ждем проливной дождь: «[в связи со снятием санкций] Александр Лукашенко поставил задачу правительству активизировать работу с различными банковскими структурами ЕС, а также с потенциальными инвесторами».
С другой стороны, поскольку реформы запрещены и даже разговоры о них не приветствуются, чтобы чем-то занять руки и создать имитацию кипучей деятельности, принимаются все более и более судьбоносные решения. Указ № 222, по живому порезавший предпринимателей, и ограничения на почтовые отправления из-за рубежа 10 килограммами и 22 евро, а более того — ограничения на ввоз товаров из-за рубежа для тех, кто выезжает чаще одного раза в три месяца — яркие пример решений, которые должны спасти нашу легкую промышленность и государственную торговлю. Не спасут.
И ссылки на чужой опыт, на Евросоюз здесь не основательны. Во-первых, все ограничения в Евросоюзе, если они и есть, действительны только для отправлений из-за пределов Евросоюза, а внутри него можно найти достаточно своих дешевых и качественных товаров. Во-вторых, ограничения легко преодолеваются созданием складов на территории европейских государств. И овцы целы, и волки сыты. И народ не страдает, и государства получают свой НДС от ретейлеров при ввозе.
Заставить народ покупать то, что его не устраивает по цене или качеству — невозможно. Во-первых, большинству вполне достаточно разрешенных четырех поездок в год (а если с учетом жены, то поездок уже восемь). Просто ездить придется и тем, кто предпочитал дожидаться, когда товар привезут поближе к дому. Так что государство банально теряет налоговые поступления и арендную плату предпринимателей, ничего не получая взамен.
Во-вторых, ограничения еще не вступили в законную силу, а обходные пути уже найдены. Один из них предложили московские коммерсанты, создав почтовый адрес для интернет-закупок, и предложив доставку в Беларусь недорого. Многие (восточная половина Беларуси) будет использовать родственников и знакомых в Брянске и Смоленске. Вообще, не ошибусь, предсказав расцвет и процветание рынков на прилегающих к белорусским границам российских территориях. Есть, правда, призрачная надежда, что россияне последуют нашему примеру и введут для своих граждан аналогичные ограничения, но я думаю, этого все же не случится.
Власть когда-нибудь изменится. Всякая власть рано или поздно меняется. Обычно тем, кто приходит на смену некомпетентной власти, приходится прибегать к жестким, непопулярным решениям, чтобы спасти ситуацию. В нашем случае тем, кто придет на смену нынешним «специалистам», можно будет без всяких вредных последствий принять популярные решения.
Перечислим некоторые из них: отмена контрактной системы, снятие ограничений с предпринимателей, отмена платы за проезд по дорогам, отмена утилизационного сбора, отмена налога с «тунеядцев», отмена чрезмерных ограничений на ввоз и пересылку товаров, снятие препон с импорта лекарственных средств и выписки рецептов на них — список открыт для продолжения.
Все это и многое другое новая власть сможет сделать безо всякого вреда для экономики.
Лев Марголин, naviny.by