Все больше и больше танкеров с сжиженным газом принимает терминал в Клайпеде.
На место одного из основных поставщиков сжиженного газа в Литву выходит норвежская компания «Statoil», которая начала борьбу за литовский рынок голубого топлива с российским концерном «Газпром». На вопросы корреспондента charter97.org в Вильнюсе, чем закончится экспансия «Statoil» на рынок Литвы и удастся ли норвежцам вытеснить россиян, ответил Войцех Якубик, аналитик из Польши и главный редактор сайта «BiznesAlert», посвященного энергетической тематике.
- По вашему мнению, Литва, Латвия и Эстония смогут отказаться от использования российского газа?
- Такой сценарий вполне возможен после того, как заработают газопроводы, соединяющие страны Балтии с Польшей и Финляндией. Не исключено, что Литва продолжит наращивать мощности терминала сжиженного газа в Клайпеде. Благодаря диверсификации источников поставок, появится возможность покупать голубое топливо по самой оптимальной, т. е. низкой цене. И не факт, что именно предложение «Газпрома» окажется наиболее выгодным. Таким образом, Кремль потеряет инструмент политического влияния на Балтию, газ превратиться просто в товар. Товар, который нужно продать, предлагая клиенту хорошие условия. Стоит, однако, отметить, что Литва делает то, что делает, именно для того, чтобы получить свободу выбора поставщика, а вовсе не для того, чтобы навсегда изгнать «Газпром».
- Российский газовый гигант послушно откажется от роли главного поставщика газа и согласится на условия, которые ему диктуют?
- Конечно, нет. Руководство компании уже объявило о том, что собирается менять стратегию. Условия контрактов на поставки будут более гибкими, их цена будет привязана к цене на газ на бирже, а не как было до сих пор баррелю нефти. Почти наверняка, россияне приложат максимум усилий к тому, что бы цена российского газа была более выгодной, нежели та цена, по которой в Европу собираются продавать сжиженный газ американцы. Грубо говоря «Газпром» использует стратегию Саудовской Аравии в Европе. Океаны сырья, по самой низкой цене.
- То есть Кремль готов нанести упреждающий удар?
- Все действия Газпрома говорят именно об этом. Как я уже вспоминал, это во-первых более гибкие условия контрактов, во-вторых, аукционы на газ, в-третьих, уступки, на которые они идут по желаниям европейских клиентов. Они готовятся к растущей конкуренции со стороны американских концернов. Конкуренция будет, скорее всего, жесткой, благодаря чему покупатели получат возможность выбирать самые выгодные предложения.
- Россия собирается строить свой терминал сжиженного газа в балтийском регионе?
- Да, такой план существует. Россия заинтересована в поставках сжиженного газа и в Европу и на рынки стран Азии, но есть небольшое «но». Такой терминал был бы прямой конкуренцией проекту «Северный поток-2», поэтому, скорее всего, придется выбрать что строить: «Северный поток-2» или терминал сжиженного газа.
- За европейский рынок развернется газовая война?
- Вполне вероятно, что именно так и будет. Норвежская компания «Statoil» уже откликнулась на заявления Евросоюза о том, что последний намеревается активно поддерживать проекты по сжиженному газу. Норвежцы интересуются не только рынком западноевропейских стран, они намереваются в роли поставщиков сжиженного газа закрепиться на польском и, скорее всего, на рынках стран Балтии.
- Энергетическая независимость Литвы от России, о которой так много говорят политики, это миф или реальность?
- Прежде всего, Литве удалось снизить потребление голубого топлива. Очередным довольно-таки рискованным шагом, надо признать, стала инвестиция в терминал сжиженного газа. Благодаря этому Литва получила возможность покупать газ у норвежцев, чем и пользуется в пику «Газпрому». Что еще можно сделать? Закончить строительство газопровода GIPL с Польшей, благодаря чему появится возможность соединится с единым европейским рынком.