Указ №78 направлен на консервацию административно-командной модели.
23 февраля Лукашенко подписал указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь". Фактически нормативный акт дублирует высказывания Лукашенко на последних совещаниях по социально-экономическому кризису: снизить себестоимость продукции не менее чем на 25 процентов; обеспечить рост и диверсификацию экспорта; рациональное импортозамещение; ускоренное развития малого и среднего бизнеса; обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек.
Официальная пропаганда называет указ №78 «антикризисным». Однако бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич видит в нем попытку консервации административно-командной системы управления экономикой.
Эксперт пояснил свою точку зрения «ЕвроБеларуси».
- Это документ направлен на сохранение административно-командной модели. Лукашенко хочет переждать кризис, перераспределить ресурсы – и таким путем кардинально ничего не менять. В указе много лозунгов, понятных школьникам или студентам первого курса экономических вузов: снижать издержки, повышать рентабельность, поддерживать малый и средний бизнес, создавать конкуренцию. Но разве это было тайной предыдущие 21 год?
Указ не содержит кардинальных предложений по реформированию экономики. А кардинальное решение заключается в том, чтобы изъять 150 госпредприятий из управления делами президента, забрать из подчинения министерства промышленности несколько сотен предприятий, тысячи предприятий – от министерства сельского хозяйства и продовольствия и передать их на конкурентной основе дирекции этих предприятий.
В условиях экономического кризиса (в 2015 году ВВП упал на 4%, а в январе 2016 года падение уже составило более 4%) и роста безработицы белорусское руководство устроило гонения на малый и средний бизнес. Разве такие вещи делаются в условиях кризиса? Пусть работают, пусть люди оценивают – надо им тряпье импортное или белорусского легпрома.
Разве можно так одномоментно повышать тарифы на коммунальные услуги? Это нужные меры, однако делать их нужно постепенно, а не одним махом. Лукашенко якобы и осуждает «беспредел» вертикали, но разве в Беларуси что-нибудь без его согласия делается? Никто ничего не делает, поэтому все эти разборки выглядят глупо.
- Указ требует снизить затраты организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и своевременное довести возмещение тарифов на услуги ЖКХ до 50%. Но несколько дней назад Лукашенко заявлял, что белорусы уже возмещают 80% затрат…
- Трудно что-то комментировать после заявлений Лукашенко. Он заявляет, что никаких реформ не будет, но одновременно желает получить кредит у Международного валютного фонда. МВФ вправе не выделять ресурсы без структурной перестройки неэффективной экономики – Лукашенко делает вид, что не понимает.
- Значит, этот указ в первую очередь адресован МВФ?
- МВФ рассчитывает на глобальную программу структурной перестройки экономики. Кредиты выделяются на стабилизацию ситуации при условии, что сама страна проводит структурные преобразования, направленные на подъем экономики. Из указа я вижу, что Лукашенко пытается улучшить негодную систему управления экономикой, а не поднять экономику, он не предлагает глубинных, структурных преобразований.
Если не проводить приватизацию, тогда нужны структурные преобразования в управлении госкомпаниями: госкомпании существуют и во Франции, и в других странах, но при этом рентабельно работают. А ведущие беларусские госкомпании производят продукцию, которая не находит сбыта на рынке, которую нельзя продать. Зачем тогда ее производить?
Лукашенко говорит о конкурентной экономике – так дай свободу директорам: пусть несут полную ответственность за рентабельность, за сбыт, за структуру производства, за количество рабочих, которое нужно содержать. Но таких реформ указ не предусматривает, чтобы получить поддержку МВФ. Но если МВФ хочет обмануться – обманется, тем более, что Беларусь своевременно погашает все кредиты, что для фонда хорошо.
- Несмотря на неуклюжие попытки белорусских властей следовать рекомендациям МВФ, готов ли фонд выделить кредит?
-Я считаю, что нужны другие переговоры с МВФ. Лукашенко приказывает снизить себестоимость продукции на 25%. А почему не на 27% или 33%? Да разве возможно за год снизить себестоимость на такую величину?..
Требуется понижать процентные ставки. Но их можно понижать при условии стабилизации на монетарном и валютном рынках: будет инфляция 3%, тогда и ставка может быть 5-7%. Но Лукашенко не поясняет, каким образом достичь установленных показателей.
Правильных лозунгов много, но ничего нового они не дают – сохраняется старая модель.