С 1 марта частные медучреждения обязаны иметь сотрудников лишь первой и высшей категории.
Если медцентры в среднем должны уволить 20% своего персонала, то в санаториях, расположенных в регионах, увольнению подлежит половина штата.
Резонансный указ, вступающий в силу 1 марта, который обязует медперсонал, не имеющий первой или высшей категории, работать только в государственных учреждениях, обсуждался на заседании Республиканского клуба директоров, организованном бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, сообщает «Ежедневник».
По мнению участников заседания, сильнее всего новые правила ударят по медучреждениям, расположенным на периферии. «В районах специалистов первой и высшей категории крайне мало. На примере трех санаториев собрана статистика – половину сотрудников нужно увольнять», - сказала Тамара Королева, представитель Ассоциации юрлиц в косметологии и СПА.
Работа частных санаториев, в большинстве своем расположенных в сельской местности или малых городах, после принятия указа будет парализована, считают эксперты. Это в свою очередь неблагоприятно отразится на туристической индустрии.
Кроме периферийных, сильно пострадают также и мелкие медицинские организации. Например, по словам владельца стоматологического кабинета Василия Шутова, ему придется уволить четырех из пяти своих медсестер и вследствие этого просто закрыться.
Пострадают даже социально-уязвимые категории работников. Один из выступающих рассказал, что готовится уволить сотрудницу в день ее выхода из отпуска по уходу за ребенком.
«Министерство труда и соцзащиты ответило мне лично, что я обязан ее уволить по независящим от сторон обстоятельствам. 2 марта она получит расчет и увольнение. Вы можете себе такое представить в нашем социальном государстве?»
Требования к частникам множатся
Новый указ усложняет работу частных медицинских учреждений и массой иных требований. Документ, полностью отменяя лицензирование для государственных структур, расширяет список грубых нарушений, вследствие которых частные организации могут лишиться лицензии.
В качестве примера участники заседания привели такое нарушение, как «отсутствие медицинской документации». Они обратили внимание на крайне расплывчатую формулировку, ведущую к коррупционным рискам. «Что такое медицинская документация? В учреждении ведется сотня документов. Отсутствие журнала учета температурного режима холодильника – это основание лишать лицензии?» - спрашивают представители отрасли.
Медицинский бизнес также пожаловался на постоянно меняющиеся требования к помещению, нарушение которых также ведет к потере лицензии. Львиная доля этих требований не имеет отношения к безопасности пациентов, а касается архитектурно-планировочных решений. В итоге, чтобы не потерять лицензию после очередных поправок в «СанПиН», перепланировку помещения приходится делать каждые два-три года. Это требует значительных затрат времени и средств.
Госмедицина важнее
Присутствовавший на мероприятии глава департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц сказал, что благодаря бизнес-союзу проблемы медицинских центров услышаны и решаются. Однако он посоветовал в критике нового указа не использовать аргумент о неравенстве условий хозяйствования частного и государственного сектора.
«Понимаете, если речь идет о районной больнице, она по конституции должна быть в районе хотя бы одна. И если вдруг там что-то не соответствует, то ее не лицензии надо лишать и закрывать. Что, тогда в районе не будет больницы? Просто ее надо довести до того уровня, чтобы обеспечить безопасность граждан. Поэтому такое решение было принято для государственных, которые по-другому оценивается и по-другому подход идет. Там контроля не меньше, чем в частных», - отметил представитель Минэкономики.