Житель Минска Виталий поделился с нами своим опытом хранения белорусских рублей в Беларусбанке.
«17 лет, куда уже долгосрочнее!», - написал минчанин о своей истории в редакцию viberi.by.
8 млн, прошлое тысячелетие и ее величество деноминация
В далеком 1999 году Виталий открыл депозит на 8 млн рублей в Беларусбанке под 9% годовых. Спустя 17 лет журналисты отправились с Виталием в банк, чтобы забрать «несметные» богатства.
Но для начала вспомним, что значило иметь лишних 8 млн рублей на пороге 2000 года. Начнем с простого и переведем эту сумму в доллары США. На 1 января 1999 года за один доллар нужно было заплатить 117 000 рублей, а 31 декабря – уже 320 000. Средняя зарплата в Беларуси на тот момент составляла 61 доллар. Булку хлеба можно было купить в магазине за 1,5 тысячи рублей, столько же стоил литр молока жирностью 3,5 – 4%. В итоге на $10 долларов на Комаровке можно было прокормить целую семью, а за $15 купить на рынке Динамо фирменные итальянские джинсы.
- Когда я открывал вклад, курс доллара был в районе 312 000, - вспоминает Виталий.
То есть по сути на банковский счет было отправлено 25 долларов. И не успел вкладчик-миллионер насладиться процентным доходом, как наступило второе тысячелетие нашей эры, в которое страна вошла с новой валютой, лишенной трех нулей. На вкладе 8 млн превратились соответственно всего лишь в 8 000 рублей. А процентный ежемесячный доход из 60 000 трансформировался в 60 рублей. Время шло, проценты накапливались, со счета, по словам Виталия, их никто не снимал.
На 1 января 2000 года курс доллара США составил 320 рублей, к концу года он вырос в 3 раза и достиг отметки 1 180 рублей. Итого, первый год жизни рублевого вклада даже с учетом 9% годовых превратил $25 в $7.
Дальше была череда гиперинфляций и девальваций, после которых тысячи банковских счетов из срочных перешли в формат до востребования лишь потому, что забирать оставшиеся на них копейки у вкладчиков рука не поднималась.
Свой миллионный счет герой нашего повествования тоже оставил до лучших времен. И несомненно, перед очередной деноминацией самое время было навестить банк, ведь после того, как у нашей валюты отрежут 4 нуля, забирать будет попросту нечего.
Две «балерины» в обмен на многомиллионный вклад
Журналисты вместе с Виталием отправляется в отделение Беларусбанка в Минске на ул. Хоружей, 46, чтобы найти следы вклада, долгосрочности которого можно только позавидовать. В офисе немноголюдно и они сразу подошли к свободному окошку. Молодая операционистка искренне улыбнулась, увидев договор банковского вклада, выцветший от времени. Сделала какие-то манипуляции, после чего на помощь ей пришел ее коллега с более внушительным стажем.
Паспортные данные вкладчика за 17 лет менялись 2 раза, поэтому на поиск нужно определенное время.
- У меня тоже такая была рублей на 100,- вспоминает сотрудница Беларусбанка. – Но я их так и не получила: волокита, то отделение закрыто, то еще что-то. Я махнула рукой – копейки.
- Когда-то это деньги были. Пирожки с мясом по 10 копеек, мороженное «Мальвина» - 10 копеек, квас - 3 копейки, а вы 100 рублей банку подарили, - шутит Виталий.
Дружелюбную ностальгию прервала молодая операционистка, которая все-таки нашла потерянные «сокровища».
- У вас на счету даже 200 рублей есть, - сообщила она и выдала Виталию две зеленые купюры, на каждой из которых в дневном свете виднеется балерина. На этот раз ее партия определенно минорная.
Виталий с журналистами покинули отделение банка с мыслью: «Знали, что будет мало, но не настолько же», ведь по логике вещей и обрезания нулей на вкладе должно было находиться 20 000 рублей.
Однако и эта сумма сегодня составляет менее 1 доллара США, поэтому наше «следствие» по миллионному депозиту закрывается досрочно.
Помимо срочного вклада, который пролежал в банке 17 лет, у Виталия оказался еще более древний «экспонат». В домашнем архиве герой истории нашел сберкнижку времен СССР! Датирован документ 1991 годом и, по словам Виталия, на счету должно было оставаться в конце 90-х около 10 000 рублей.
Чтобы поставить точку в деле о долгосрочных вкладах, журналисты посетили еще одно отделение Беларусбанка, на этот раз на улице Притыцкого. Операционистка улыбнулась нам и была краткой – счет самоликвидировался. Ну не хранить же на нем 10 рублей, оставшиеся после деноминации.
Доход мог быть в 5 000 раз больше…
Как развивались бы события, если бы в далеком 1999 году Виталий открыл маленький, но все же валютный вклад? Предположим, что средняя доходность депозита в долларах США с 1999 по 2016 год составляла 5% годовых. То есть по доллару с небольшим в год! В итоге из банка в феврале 2016 года мы выходили бы держа в руках не две «балерины», а как минимум 46 долларов США или почти 1 миллион рублей.
Вот такая ирония судьбы, или долгосрочные вклады по-белорусски. Выбор очевиден.