На следующий день после победы в юниорском Australian Open белорусская теннисистка проснулась с желанием снова выйти на корт.
Месяц назад Вера Лапко выиграла юниорский Australian Open — 2015 и стала первой ракеткой мира в своей возрастной группе.
В первом комментарии для прессы после триумфа Веры Лапко на юниорском открытом чемпионате Австралии бывший тренер Эдуард Дубров сказал: «Это дикий необъезженный звереныш». Когда чуть позже журналисты предложили Вере выбрать тему для фотосессии к интервью tut.by, то она пожелала научиться ездить верхом. Сказала, что это то, о чем она давно мечтала, но на что все никак не могла выкроить время. Осуществить мечту теннисистки помогли специалисты конноспортивного комплекса «Ратомка».
Для юной девушки она кажется слишком уверенной в себе. Так, к примеру, после победы в Австралии Вера сказала, что Беларуси нужен кто-то после Виктории Азаренко. «Я не считаю такое заявление дерзким, так как не имела в виду именно себя, — поясняет теннисистка. — В женском теннисе есть еще несколько белорусских девушек, которые стремятся пробиться в элиту, — Саша Саснович, Арина Соболенко. Думаю, это просто логично, что страна ждет появления новых чемпионов. Хотя, действительно, на турнирах серии «Большого шлема» я первая после Виктории, кто выиграл титул».
Лапко признает, что высказывание получилось эмоциональным, и добавляет: «Я отвечаю за эти слова».
До старта соревнований в Мельбурне Вера посетила комнату для игроков, где представлены фотографии всех победителей юниорского Australian Open начиная с 2000 года. «Я увидела Вику, которая выигрывала здесь в 2005-м, и поняла, что тоже хочу это сделать, — продолжает рассказ спортсменка. — Конечно, я и в прошлом году была в этой комнате, однако не думала, что способна стать лучшей. Такое понимание пришло лишь недавно — после нескольких месяцев работы с Владимиром Круком».
Крука в теннисных кругах прежде знали как спарринг-партнера. И именно Вера была первой, кто представил его в роли тренера. «Еще когда Володя был в команде Оли Говорцовой, он выразил желание стать тренером. К 24 годам ему хватает опыта, чтобы анализировать действия игрока и помогать ему развиваться. На мой взгляд, он реально может дать фору многим белорусским специалистам и обладает необходимыми мне знаниями на уровне Кубка Дэвиса, Кубка Федерации и женского тура».
О результатах непродолжительного сотрудничества с Круком Лапко предлагает судить уже сейчас. «В Австралии шла целенаправленная подготовка к соревнованиям. По чуть-чуть работали над каждым компонентом, а также — над психологическими моментами. Скажем так, мне почистили голову. Все проблемы остались в прошлом, поэтому сейчас я даже не могу вспомнить, что именно меня беспокоило. Я просто приняла точку зрения Вовы — то, какой он видит меня в теннисе».
Вера с удовольствием отмечает улучшения в ударах справа и слева. Последний, впрочем, и раньше считался ее сильной стороной.
«Победа на «Большом шлеме» — важное событие на данном этапе карьеры. Она позволяет с чистой совестью переходить во взрослый теннис. Теперь я достаточно уверена в себе и знаю, что способна закрепиться в женском туре».
Заключительным топ-турниром по юниорам для Веры должен стать предстоящий «Ролан Гаррос». Лапко собирается выиграть его. Если вдруг не получится, то она попробует улучшить результат прошлогодней давности на Уимблдоне, где был полуфинал.
Кстати, покидая Австралию, Вера посоветовала местным журналистам запомнить ее имя. «Я собираюсь вернуться в Мельбурн через год, чтобы принять участие в главном турнире. Статус победительницы по юниорам дает wild card на участие в квалификации», — объясняет теннисистка.
Татьяна Ловец — вот еще один белорусский тренер, который помогает Вере Лапко, но уже по части физической подготовки. «Я обожаю ее. Татьяна Анатольевна готова подстраиваться под меня. Это касается как времени для наших тренировок, так и программы занятий. Благодаря ее участию подготовка к турнирам получается сбалансированной, после чего остается лишь показать свой максимум».
К сожалению, опыт белорусских специалистов не позволяет с уверенностью утверждать, что они способны вывести молодую спортсменку на топ-уровень. Однако и вхождение в число первых двухсот лучших теннисисток планеты в ближайшее время Вера примет за успех. Сейчас она располагается на 528-м месте в общем рейтинге Женской теннисной ассоциации (WTA) и уверенно возглавляет список по юниорам. «Если удастся выиграть следующий 25-тысячник, то буду уже в топ-400. Потом еще что-нибудь выиграю, и так потихонечку… И все же я хочу подчеркнуть, что прогресс в игровом плане на данном этапе важнее побед!».
В нынешнем году Вера намерена сыграть первые WTA-турниры, после чего можно будет говорить о ее переходе во взрослый теннис.
К слову, нынче молодежи, стремящейся в элиту женского тура, приходится нелегко. В числе первых пятидесяти теннисисток всего две 18-летние. Это швейцарка Белинда Бенчич (7-й номер мирового рейтинга) и россиянка Дарья Касаткина (47-й номер).
Лапко приводит в пример успехи Дарьи. Прошлым летом Касаткина выиграла два минских 25-тысячника, когда находилась за пределами топ-200. «Думаю, к 19 я смогу быть среди пятидесяти лучших, — рассуждает Вера. — Не буду называть это целью на 2017 год, потому что я еще не выполнила задачу на год нынешний. И все же».
Надо ли говорить о том, что в будущем Вера видит себя первой ракеткой мира? А ведь для нее это даже не тема для обсуждения — только так.
В теннисе Вера с пяти лет. Сначала пробовала заниматься фигурным катанием, однако высокий рост, по мнению наставников, был преградой для ее дальнейшего развития в этом виде спорта. Так и случился в ее жизни судьбоносный переход. «До того как прийти в секцию по теннису, я около года играла «в стеночку». Мой старший брат Никита в то время уже занимался, а я, чтобы не оставаться одной дома, ходила вместе с ним за компанию. Иногда возилась с мячом и ракеткой, еще деревянной, иногда прыгала со скакалкой».
В раннем возрасте Вера позволяла себе легкомысленно относиться к тренировкам, капризничать. В ответ на плохое поведение она получала предупреждения со стороны матери, которая была готова забрать ее из тенниса. Тогда наряду с плаванием рассматривался вариант с конным спортом (!), но, к счастью, обещанных санкций не последовало.
«Желание играть проснулось после первых соревнований — я наконец почувствовала вкус победы, — вспоминает Вера. — После Австралии оно возросло в тысячу раз. На следующий день после победы я проснулась с желанием снова выйти на корт: «Где матч? Почему все уже закончено?» Как же мне хочется еще раз пережить эти эмоции…»