Выполнение государственной Программы развития картофелеводства на 2006—2010 годы под угрозой.
Говорят, сельскохозяйственное производство Нидерландов держится на трех китах — овощах, цветах и картофеле. Маленькая страна заполонила Европу не только тюльпанами, брюссельской капустой и прочей зеленью, но и семенным картофелем отменного качества с невероятным сортовым разнообразием.
В производстве товарного картофеля на восточноевропейском пространстве доминировала в основном наша республика. Но с некоторых пор мы стали утрачивать лидерские позиции в этой отрасли, включая и потерю рынков, в первую очередь российского...
В свое время в Ленинграде (именно так тогда назывался нынешний Санкт-Петербург) другого картофеля, кроме как белорусского, просто не знали. А теперь в Питере сплошь и рядом — голландская да немецкая продукция. И не потому, что питерские потребители решили нас бойкотировать. Нет, они всего лишь отдают предпочтение продукту лучшего качества, который приемлем и по цене. Вот и все. И это нормально в условиях рынка.
К сожалению, наш производитель картофеля (особенно в общественном секторе) живет старыми представлениями об успешном ведении дел. Вот мы-де производим, а государство (куда ж ему деваться?) — купит картошечку и с паршой, и с гнильцой. А коли что, городские ребята переберут на базах, отсортируют. Там, глядишь, политики договорятся, и опять Балтийский флот будет кормиться белорусской бульбой.
Но, похоже, как прежде, уже не будет. Сегодня другие правила игры. Теперь подавай качество, разнообразие сортов, удобную и броскую для глаза упаковку. Наш неповоротливый хозяйственный механизм, самопальный менеджмент, неумение руководителей быть креативными в своем деле схоронили все былые достижения. Это вдвойне прискорбно для столичного региона, поскольку Минщина — все еще лидер по картофелеводству в стране, пусть себе и номинально. К сожалению, лидерство на глазах улетучивается. Это особенно стало заметно в прошлом году, когда валовый сбор картофеля снизился по сравнению с 2008-м на 118 тысяч тонн и составил лишь 167,5 тысячи тонн при урожайности 132 центнера с гектара. А в сельскохозяйственных организациях Крупского, Логойского, Стародорожского, Узденского и Березинского районов столичной области урожайность и вовсе ничтожная — от 86 до 107 центнеров с гектара.
Безответственное отношение к выполнению мероприятий Программы привело к тому, что в Минской области нет достаточного количества семенного материала картофеля под планируемые площади посадок 2010 года. А ведь остались в памяти времена, когда Беларусь производила 4 процента картофеля, произведенного в мире, и 14 процентов — в СССР. Урожайность картофеля по стране достигала 186 центнеров с гектара при валовом сборе во всех категориях хозяйств 15,3 миллиона тонн. Для сравнения: в целом по Беларуси в 2009 году посадки картофеля в сельхозорганизациях составили 45,7 тысячи гектаров (70,3 процента от задания), а валовый сбор — 741,5 тысячи тонн. Урожайность — 162 центнера с гектара. «Прогресс», как говорится, налицо. Самая низкая урожайность получена именно в столичной области — всего лишь 132 центнера с гектара.
Такое положение дел привело в 2009 году к росту на внутреннем рынке цены на продовольственный картофель по сравнению с прошлым годом почти в 1,7 раза.
Конечно, погодные условия объективно и существенно отразились на производственных показателях, спору нет. Но, с другой стороны, они же высветили и весь букет глубинных проблем, тормозящих развитие отрасли. Что имеется в виду? Во-первых, крайне неудовлетворительное, порой просто безграмотное использование агротехнических приемов при посадке и возделывании картофеля. Во-вторых, некачественное и несвоевременное проведение работ по уходу за посевами и их защите от болезней и вредителей. В-третьих, крайне низкое качество семенного материала из-за несвоевременного проведения защитных мероприятий, сортовых и видовых прочисток на стадии возделывания семенного картофеля. И это далеко не все, не самое печальное. По-моему, главная печаль в ином — в бестолковом хранении выращенного урожая, в колоссальных потерях, которые несет производитель по причине отсутствия сколько-нибудь пригодных хранилищ. Подумать только, у нас все еще до 80 процентов товарного картофеля хранится... в буртах. По самым скромным подсчетам, именно по этой причине мы теряем ежегодно от 35 до 45 процентов продукции. Разумеется, при таком хозяйствовании трудно говорить о рентабельном производстве, о прибыльности и тем более успешном конкурировании на внешнем рынке.
Так неужели все так плохо на нашем «картофельном поле»? Неужели производители, издавна и успешно занимавшиеся выращиванием «второго хлеба», совершенно утратили деловую хватку, умение грамотно и эффективно работать? С трудом верится... И все же надо признать: выполнение государственной Программы развития картофелеводства на 2006—2010 годы под угрозой, особенно учитывая печальный опыт минувшего года, когда большинство из запланированных показателей так и не были выполнены. Ведь никогда такого не было, чтобы на 15 октября в области оставались неубранными 674 гектара картофеля. Про реконструкцию и строительство картофелехранилищ и вспоминать не приходится, поскольку подвижек здесь — кот наплакал. Между тем на реализацию Программы государство выделило для Минской области — ни много ни мало — 127 миллиардов рублей. Как они осваиваются? Да не очень эффективно, порою просто не по-хозяйски. Имели место даже случаи нецелевого использования финансовых и материальных средств.
2010 год — во многом решающий. Если погода не подведет, если почва под картофель будет подготовлена, если будут соблюдены все технические и агрономические регламенты, то рассчитывать на успех все же можно. И общая, малоприглядная картина под названием «Наше картофельное поле» будет хотя бы подретуширована. А далее придется всерьез отлаживать всю отрасль, да не по старым лекалам, а по образу и подобию тех же голландских и немецких картофелепроизводителей. И это вполне возможно, поскольку имеется худо-бедно, но все же неплохая материальная база, солидный опыт возделывания этой культуры, основательная поддержка отечественных картофелеводов государством. И потом, не все ведь сельскохозяйственные организации провалили Программу, наоборот, даже в экстремальных погодных условиях прошлого лета сумели добиться хороших результатов. Взять, например, ОАО «Старица-Агро» Копыльского района. Своими глазами видел результаты работы местных картофелеводов. Клубни — чистые, гладкие. Урожайность — за 300 центнеров с гектара. Хранение семенного и товарного картофеля производится в надлежащих условиях, то есть в специальных хранилищах, где температура и влажность в пределах нормы. Естественно, и потери минимальные. Грешным делом подумалось: может, «Старицу-Агро» обошли дожди, может, у них почва особенная или заморские сорта имеются, не реагирующие на фитофтору? Оказалось, ничего подобного: заливало, как всех; многие участки были целиком в воде, чайки плавали между борозд...
Пришлось трудненько, пришлось помучиться. Но и уплотненную почву подрыхлили, и семена протравили, и химобработку провели в соответствии с рекомендациями ученых. В общем, работали через «не могу», невзирая на трудности. «К картофелю у нас особое отношение, — толковал мне прошлой осенью замдиректора хозяйства по растениеводству Андрей Ашевский, — и не потому, что культура традиционная, нашенская, а потому, что прибыльная. У нас ведь договора со столичными предприятиями — мелкооптовыми базами, ресторанами и т.д. Им не пожалуешься на погоду, дожди. Кого это волнует? Есть договор на поставку товара — будь добр, отгрузи. Да не какие попало клубни, а определенного сорта, нужной кондиции, калиброванные, сухие, чистые. Поэтому и работаем с картофелем по полной программе. А это и подбор семян, и подготовка почвы, и предшественники, и все остальное. С «мелочами» вроде проволочника или там парши так же серьезно воюем, как и с фитофторой. По-другому никак, если ты занял свою нишу на рынке и не хочешь ее потерять».
Картофель — традиционный, любимый для нас продукт. Об этом говорит и тот факт, что до сей поры основную его часть (в общем объеме производства) выдают «на гора» не крупные сельхозпредприятия, а мелкие производители, селяне на своих приусадебных участках. Да еще фермеры вроде Юрия Лойко, который вот уже несколько лет кряду успешно выращивает «второй хлеб» вблизи столицы. Для него картофель — чрезвычайно выгодная культура, поскольку приносит ощутимую прибыль. Кстати, прошлогодняя непогода нисколько не отразилась на урожайности и качестве выращенного им картофеля. Даже в экстремальных условиях рентабельность составила 150 процентов. Как удается? И вообще, каким путем надо двигаться, чтобы картофель не только оставался нашим любимым продуктом, но и стал желанным товаром за пределами области, страны?
Об этом я и толковал с Юрием Вадимовичем Лойко, молодым фермером, для которого частная инициатива, предпринимательство, работа на земле стали смыслом всей жизни. И вот что он сказал: «У земли должен быть настоящий хозяин, умеющий не только эффективно работать, но и считать каждую копейку, каждый литр топлива и к тому же умеющий продвигать свою продукцию на рынке. Иной мотивации, кроме как достижения максимальной прибыли, еще никто не придумал. Стало быть, это и должно двигать всеми, кто работает на земле».