Чудесам конца не видно: дата 14 марта стала камнем преткновения между Анатолием Шумченко и Анатолием Лебедько. Вторые сутки подряд в социальных сетях бурлят «разборки». Оппозиционер и лидер предпринимателей выясняют, кто прав, а кто... не очень.
В понедельник 29 февраля стало известно, что партия ОГП, которой руководит Анатолий Лебедько, хочет провести 14 марта Марш «За достойную жизнь». И все бы ничего, но именно на эту дату назначен Марш предпринимателей, заявку на проведение которого подал в Мингорисполком глава РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко совместно с бывшим политическим заключенным Николаем Статкевичем.
Со вчерашнего дня в социальной сети фейсбук идет словесная баталия между Шумченко и Лебедько, которые, кажется, говорят на совершенно разных языках: первый обвиняет второго в том, что он делает ошибку и народ за ним не пойдет, второй обвиняет первого в непонимании ситуации и заявляет о желании консолидации. В целом - ничего нового: выяснение отношений, дележ людей, упреки, обвинения и склоки в фейсбуке - это привычная картина для белорусской политики. Зачастую такое поведение людей с известными фамилиями и есть ответ на вопрос, почему в Беларуси всерьез оппозицию не воспринимает даже сама оппозиция, почему люди не просто не хотят ей верить, а и вовсе делают вид, что ее нет.
Анатолий Лебедько объясняет желание провести свою акцию протеста тем, что она поможет объединить как можно больше людей и отмечает, что количество желающих протестовать ИП идет на убыль, так как на последней акции на Октябрьской площади было вдвое меньше людей, чем на самой первой 15 февраля. Когда Анатолия Лебедько в комментариях просили о том, чтобы он перенес дату, он заявил следующее: «На самом деле я вас страхую. Я вот не исключаю, что Анатолий (Шумченко - БДГ), может вдруг отозвать свою заявку. Так ведь уже было. Помните?! Ну, вот попросят его, а он не сможет отказать. А если принять во внимание, что Николай Статкевич, формально не может быть полноценным заявителем, впрочем как и я (не погашенные в течении года административные правонарушения) то наша заявка это действительно страховка, как бы чего не вышло. И главное, а вот давайте объединим усилия, чтобы 14 го марта, на общую акцию протеста вышли не сотни, а тысячи граждан. И тогда забирайте весь успех себе. Целиком и полностью». Он также отметил, что на свою акцию намеревается собирать пенсионеров, студентов, домохозяек, рабочих с заводов - всех, кто столкнулся с несправедливостью, безработицей и растущими ценами.
Анатолий Шумченко, в свою очередь, не скрывает, что крайне недоволен поступком Лебедько: «Если силы демократической оппозиции промолчат и не дадут оценку гнусному поступку Лебедько с его заявлением на 14 марта, то станут в один ряд для меня с ним. Мне не нужна такая оппозиция в Беларуси. Все зашло слишком далеко с их стороны в их играх в политику. Это уже слишком.....Скажу так, у предпринимателей был шок от слов Лукашенко (президент назвал ИП «бандитами» - БДГ), но и Лебедько со своим поступком далеко от последнего не ушел», - заявил Шумченко, и подчеркнул, что желание Лебедько собрать в понедельник в час дня студентов и рабочих заводов, как минимум, выглядит странно.
Стоит также отметить, что лидер «Перспективы» постоянно отмечает вклад своей организации во все происходящее, «все плыли на волне работы Перспективы», - уверен Шумченко.
Ситуация сложилась классическая для Беларуси: каждый тянет на себя одеяло, каждый хочет постоять на пьедестале, каждый показывает свое отношение к оппоненту. При этом уже почти очевидно, что переговоры в Минэкономики закончатся для ИП ничем. Власти не пойдут на уступки, отменять указ №222 никто не будет, рынки работают, социального взрыва не произошло. И наконец, начался март, третий месяц действия указа, и небо не рухнуло на землю - власти видят, что процент работающих ИП выше процента тех, кто готов протестовать, подавать нулевые декларации или вовсе закрывать бизнес. И даже входящие в состав рабочей группы при Минэкономики предприниматели, за исключением «Перспективы», предлагают власти компромиссы, а не отмену злосчастного указа: многие поняли, что им придется приспособиться к новым правилам, чтобы сохранить бизнес.
Аналогичная ситуация сложилась с митингами на Октябрьской площади. Первый из них собрал порядка тысячи человек, на последний пришло от силы 400. Акции протеста начинались с лозунгов об отмене указа, а закончились молитвой у Красного костела. Оппозицию можно хвалить или ругать, можно принимать, а можно поднимать на смех. Но если уж на митингах в поддержку ИП внезапно забыли о том, ради чего все собрались, то не стоит удивляться, что людей на них приходит все меньше. Результата митинги не приносят, а риск получить по почкам или провести ночь в изоляторе остается всегда. Да и не будем забывать, что многие ИП долгие годы старались дистанцироваться от любой политики, а здесь изначально заявленная экономическая направленность акций протеста плавно переросла в политическую.
Мышиная возня, которую вновь и вновь затевают те, кто может и должен объединить вокруг себя людей, уже не вызывает никаких эмоций, и результат ее вполне предсказуемый: ни с чем в итоге останутся и ИП, и оппозиция. Все это мы уже проходили не раз: консолидировать белорусское общество пока просто невозможно, а все лишние телодвижения со стороны разного рода лидеров приводят к ослаблению протестных настроений. Это и есть одна из главных политических побед нынешней власти.
Отметим, что пока разрешение на проведение акции протеста 14 марта не получила ни «Перспектива», ни ОГП. При этом проведение двух акций в один день и одинаковое время очевидно не разрешат.