Отменять распределение в кризисные времена никто не собирается, выпускники вынуждены работать там, где не хотят и где мало платят.
Распределять выпускников некуда
В феврале началась процедура предварительного распределения выпускников учебных заведений. Уже в прошлом году университеты, колледжи и лицеи столкнулись с отказами предприятий и учреждений от заявок на молодых специалистов, сообщает сайт «Завтра твоей страны». В этом году ситуация еще больше осложнится, прогнозируют эксперты.
На итоговой коллегии Минобразования вице-премьер Наталья Кочанова поделилась поступившей информацией о том, что предприятия и компании отказываются брать на работу молодых специалистов.
— Особое внимание следует уделить трудоустройству выпускников, обучавшихся за средства бюджета. Министерство образования должно взять этот вопрос на особый контроль, — подчеркнула Наталья Кочанова.
Вице-премьер попросила руководство Министерства образования вместе с руководством Министерства экономики еще раз хорошо продумать, сколько абитуриентов и на какие специальности набирать в этом году.
— Наша задача — готовить тех специалистов, которые будут востребованы на рынке труда, — добавила Наталья Кочанова.
Сейчас выпускник бюджетного отделения дневной формы обучения вуза отрабатывает по распределению два года, а ссуза — один год.
Вопрос об изменении законодательно закрепленной нормы в сторону увеличения или уменьшения срока отработки публично в Минобразования не обсуждается. Распределение рассматривается как гарантия предоставления первого рабочего места выпускнику.
Куда податься философу после университета?
Обращения в юридическую приемную «Студэнцкай рады» показывают, что студенты оказались между двух огней — в университетах им не дают свободный диплом и просят искать место для распределения самостоятельно, а на предприятиях и в организациях их не готовы брать на работу.
В прошлом году большие проблемы были в распределении философов - выпускников БГУ.
Но даже при отсутствии мест для распределения вузы до последнего держатся, не выдают свободный диплом, отмечает член «Студэнцкай рады» Марина Штрахова.
— Студентам говорят, чтобы они искали любое место по специальности, хотя бы приближенной к той, которую получили, — рассказывает Марина.
Если государство создало систему распределения и называет ее гарантией первого рабочего места, то система должна функционировать, считает она.
— Фактически государство переложило выполнение своих гарантий на университеты, которые не занимаются вопросом качественно, — констатирует представитель студенческой организации. — Проблема в том, что университеты недостаточно связаны с работодателями. Они не сотрудничают на протяжении года, а лишь в какое-то определенное время отправляют на предприятие письмо с вопросом, нужны ли там выпускники и в каком количестве.
«Нельзя в одночасье покончить с распределением раз и навсегда»
Марина Штрахова считает, что гарантия предоставления первого рабочего места является серьезной поддержкой молодежи, которой нет во многих странах. Однако в Беларуси этот механизм работает как принудительный. Он на два года портит жизнь определенной части выпускников, которые вынуждены работать там, где не хотят, или где мало платят.
— Если система распределения сохраняется, она должна быть добровольная. Если люди хотят пользоваться распределением, правами молодого специалиста, могут прийти в университет и заявить об этом, — считает Марина Штрахова.
По ее мнению, из обязательной и принудительной системы, как теперь, распределение могло бы стать правом всех студентов. Пока из процесса исключены те, кто учится платно. Происходит дискриминация тех, кто получил образование за свой счет.
— Мы ожидаем, что в этом году ситуация ухудшится, — прогнозирует Марина. — Ситуация на рынке труда такова, что и специалистам с опытом непросто найти место. Многие теряют работу. На этом фоне появится волна молодых специалистов, которые нуждаются в трудоустройстве. А то, что находит для студентов университет, — это не самые лучшие места. Безусловно, студентам лучше задуматься о первом рабочем месте не в период распределения, а раньше.
Марина Штрахова отмечает, что в дорожной карте Болонского процесса есть рекомендация пересмотреть процесс распределения выпускников и рассмотреть возможность его отмены.
— Но не думаю, что поправки в Кодекс об образовании, если они наконец-то появятся, будут включать отмену распределения. В то же время нельзя исключать, что с учетом существующей экономической ситуации студенты начнут сами требовать их распределить. У нас были случаи, что выпускникам предлагали свободный диплом, а они не соглашались. Исходя из того, что раз уж государство гарантировало им первое рабочее место, пусть выполняет обещания.
Эксперт: Речь о сохранении трудовых ресурсов
В период кризиса государство не может отказаться от системы предоставления права на первое рабочее место, однако оставлять ее в существующем виде также нельзя, считает эксперт в сфере образования, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрей Лаврухин.
— Если государство откажется от системы распределения в связи с проблемами, связанными с трудоустройством, выпускники могут уехать работать в другие страны и, не исключено, там остаться. Беларусь потеряет кадры. Это не исключительно политический вопрос. Здесь нужно подходить с точки с точки зрения утилитаристской этики, пытаться предоставить максимальное количество благ для максимального числа людей, — говорит эксперт.
Беларусь не уникальна в стремлении поддержать выпускников университетов, подчеркивает Андрей Лаврухин. Например, в ЕС работает программа «Европа–2020», есть европейский проект «Молодежь в движении». Эти программы рассчитаны на поддержку молодежи в части трудоустройства.
— Это прагматичный подход. Ведь замечено: если выпускник не трудоустраивается в течение двух лет после окончания вуза, его квалификация теряется, — поясняет Андрей Лаврухин. — Когда мы говорим о распределении, речь идет не только о выполнении государством своих обязательств, но и о сохранении трудовых ресурсов.
Сам он выступает за трудоустройство выпускников вузов, но не принудительное.
— Даже если в условиях кризиса распределение становится для кого-то желанным, оно не престает быть репрессивным, — считает эксперт. — Пришло время найти баланс и ввести практику предложения выпускникам университетов первого рабочего места, а не принудительного распределения.