Бывают фразы – вежливые, формально правильные, даже банальные, - но скажет кто – и будто слюной обрызгал.
Недавнее выступление Владимира Познера в Минске – тому пример. И даже не само выступление, а пассаж насчет того, что «белорусский народ, видимо, доволен своим президентом, если выбирает на этот пост одного и того же человека».
Познер не первый и, конечно, не последний, кто за такую логику спрятался. Позиция, которая ни к чему не обязывает, ничем не чревата, позволяет не давать оценок и ни во что не вмешиваться. Но распространенность не меняет одного простого факта: это подлая позиция.
По такой логике, несправедливо осужденного человека можно упрекать: «Видимо, ты все-таки не настолько невинен, коль отсидел свой срок, не вырвал себе вены, не перегрыз решетки тюрьмы».
По такой логике изнасилованным женщинам можно сказать: «Видимо, тебе понравилось. Иначе почему ты еще жива?»
Даже больных по такой логике можно не лечить. Ведь все мы знаем, что человеку полезны отруби, пророщенные зерна и какой-нибудь капустно-брюквенный сок. Однако же едим жареную картошку и котлеты, да еще с аджикой и кетчупом. То есть сами себя травим. Неужели жить не хотим?..
В политике этой логикой вообще можно любую подлость оправдать, любые преступления. Например, сталинские репрессии. Возможно, нравилось людям сидеть по тюрьмам и лагерям, а еще лучше – находить фамилии родных в расстрельных списках «врагов народа». Иначе, почему не скинули Сталина?
И быть живым мясом в бойнях «самого справедливого в мире государства» им, видимо, тоже нравилось. Поскольку шли в атаку прямо по трупам, любые минные поля проходили – потому что те, кто оказался первым, разминировал все своими телами.
И в Афганистане гибнуть нашим мальчикам тоже, вероятно, нравилось. Иначе почему не было солдатских бунтов, почему не повернули оружие против командиров и советской системы?..
И матерям, наверное, нравилось хоронить своих сыновей. Потому что не митинговали они под стенами Кремля, на рельсы перед эшелонами, которые везли призывников к афганской границе, не ложились…
Этой логикой абсолютно все можно оправдать, любые зверства!
И, конечно, Владимир Познер об этом знает.
Но удивляют меня и западные интеллектуалы, которые как о неком глубоком аналитическом озарении говорят о том, что коль в Беларуси все спокойно, то, видимо, происходящее наш народ вполне устраивает. Особенно в этом смысле немцы умиляют. Будто это не они пережили разделение на две Германии, когда немцы, оказавшиеся в ГДР, хотели скинуть социалистические кандалы и с ненавистью смотрели на стену, разделяющую Берлин на западный и восточный… Будто они не помнят, сколько денег, сил и средств было вложено только в поддержание жизнеспособности самой идеи необходимости существования единой Германии. Сколько институций работало на это, сколько умов!
Вот только фактом остается то, что народ ГДР не встал людским морем и сам не снес Берлинскую стену.
По логике Познера, мы должны сказать, что «видимо, восточные немцы не хотели объединения Германий и только Михаил Горбачев их на эту идею вдохновил». Но делать этого не могу и не буду. Потому что они хотели, они жили этой мечтой, однако сами изменить ничего не могли. То есть логика – неправильная.
Нет сомнений, что вместо нас самих наши проблемы никто не решит. Но…
Первое. Будучи в здравом уме, твердой памяти и не будучи пропагандистом, делать вид, что в Беларуси существуют нормальные выборы, на которых народ может выбирать своих руководителей и свою судьбу, – это подло.
Второе. Упрекать белорусов в том, что они не идут на массовые самоубийства и бунты, не устраивают самосожжения на площадях и не становятся живыми мишенями для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, - это откровенный цинизм.
Третье. Проблемы, созданные с участием внешних сил, могут быть решены только с участием внешних сил. А проблема Беларуси именно такая.
И четвертое. Всем, кто сегодня готов найти объяснение и оправдание происходящему у нас, потому что очень печется о стабильности Беларуси и региона, хочу напомнить, что отсутствие цивилизованных механизмов смены власти – это и есть главная угроза стабильности. Режимы, в которых правящая элита боится не то что обсуждать, а даже думать на тему «преемник» -- это взрывное устройство с часовым механизмом. Вот только, на какое время установлен таймер, не знает никто.
Когда взорвется, заезжие гости, конечно, будут делиться очередными «озарениями», типа: «Белорусскому народу, видимо, не очень нравилось правление человека, который так надолго задержался на президентском посту…» Но все-таки лучше ситуацию до края не доводить. Наши проблемы, конечно, можно спрятать за банальными формулировками, но законсервировать их уже невозможно.
Светлана Калинкина, «Народная воля»