По отношению к заключенным продолжают применять пытки и жестокое обращение.
Правозащитники исследовали условия содержания, факты пыток и жестокого обращения, соблюдения прав заключенных и другие вопросы. В отчете «Вясны» приводится ряд примеров: гибель задержанного Александра Акулича в Светлогорском РОВД, преследование заключенного Петра Кучуры за оглашение фактов поборов в Могилевской тюрьме, избиение спецслужбами минских граффитистов, гибель Игоря Птичкина в «Володарке», избиение заключенных в тюрьмах и задержанных - в отделах милиции разных городов страны, а также ряд других примеров.
Отчет по результатам мониторинга мест принудительного содержания «Вясна» ведёт с 2012 года. О ситуации в местах лишения свободы в Беларуси в интервью «Радыё Свабода» сообщил один из авторов отчета, известный юрист Павел Сапелко:
- Пенитенциарную систему Беларуси правозащитники называют одной из самых закрытых для общественности. Насколько легко проводить исследование положения заключенных?
- Общественного контроля в местах лишения свободы в Беларуси по-прежнему нет. Ибо нет самого основного - доступа в места лишения свободы для представителей общественности, для представителей институтов гражданского общества, для тех, кто занимается этим профессионально. Те структуры, которые существуют при Министерстве юстиции, к примеру, так называемая общественно-наблюдательная комиссия, - в нее не входит ни один представитель правозащитных организаций.
Мы проводили мониторинг по двум основным направлениям. Первый - аналитика законодательства, определяющего положение заключенных, в местах лишения и ограничения свободы. Второе направление - это исследование фактического положения заключенных. Мы опрашиваем заключенных, которые уже освободились из пенитенциарных учреждений, либо общаемся с теми заключенными, которым удается передать сведения непосредственно из мест заключения. Эти сведения мы уточняем и сверяем через родственников, знакомых - собираем десятки свидетельств, чтобы понять фактическое положение.
- Какие вопросы функционирования пенитенциарной системы и нахождения в ней заключенных требуют наиболее пристального внимания правозащитников?
- Сложно выделить что-то более или менее важное. Так, прежде всего это примеры, которые «берут за душу» - истязание, жестокое обращение. Но есть темы, не столь важны на свободе, а в заключении эти вопросы решают судьбу осужденных. К примеру, возможность написать жалобу: человек на свободе имеет возможность выплатить государственную пошлину или оплатить услуги адвоката, чтобы написать и передать жалобу, проконтролировать ее рассмотрение. А для заключенного заплатить государственную пошлину даже в размере одной базовой величины - это невероятно большие деньги, на которые он иногда живет в течение месяца и не уверен, что сможет их заработать. То же самое можно говорить о трудовых, социальных правах заключенных - особенно о положении женщин в местах лишения свободы. На этот раз мы обратили особое внимание на положение женщин и пришли к выводу, что их права часто безосновательно ограничиваются. В частности, женщин беременных, родивших, имеющих новорожденных детей.
- Мониторинг мест заключения проводится с 2012 года. Как изменилось положение за эти четыре года?
- Следует отметить, что оно меняется. И прежде всего меняется отношение к проблеме у людей, которые на свободе. Если раньше отношение было такое, что преступников можно пытать, морить голодом и т.д., то сейчас приходит понимание, что лишение свободы и есть наказание, а потому жестокое обращение, издевательства, эксплуатация и лишение прав заключенных недопустимы. Тем более недопустимо ограничивать права людей, которые не совершали преступлений. Речь идет о ЛТП, где находятся не преступники, а зависимые от алкоголя - больные люди.
С другой стороны, государство вынуждено реагировать и на нашу деятельность тоже. Начали обращать внимание на материальное обеспечение, по крайней мере, пытаются создать впечатление улучшения положения в местах лишения свободы. К сожалению, по нашим сведениям, это делается в том числе и за счет средств самих заключенных, хотя для этого необходимо использовать прежде всего бюджетные средства.
- Если говорить о содержание мест лишения свободы, соблюдение прав заключенных, право общественности контролировать ситуацию - какое место здесь занимает Беларусь по сравнению с другими странами?
- К сожалению, мы находимся в очень нехорошем положении, когда ни на законодательном уровне, ни фактически права заключенных и права общественных институтов помощи заключенным не сохраняются. Я даже не сравниваю Беларусь со странами демократическими, которые в состоянии обеспечить достойные условия и имеют отлаженную практику сотрудничества с государственными структурами. В мониторинге мы сравниваем наше положение со странами, с которыми имели одинаковый первоначальный старт и даже лучше: с Молдовой, Украиной, странами Центральной Азии. Мы вынуждены констатировать, что некоторые вопросы там решаются на значительно более высоком уровне и намного мягче и демократичнее. Даже в России, где есть определенный регресс, положение тех, кто исследует ситуацию в местах лишения свободы, намного лучшее.
Как сообщил Павел Сапелко, результаты отчета ежегодно направляются в заинтересованные государственные учреждения Беларуси. Чиновники оставляют эти обращения без ответа. Как отметил Павел Сапелко, так власти делают вид, что не замечают существования правозащитников в Беларуси, в то же время внимательно контролируют их деятельность.
Как сообщают правозащитники в отчете «Вясны», в 2015 году в Беларуси закончился период ежегодного снижения численности правонарушений. По информации Министерства внутренних дел, в январе-сентябре прошлого года в стране зарегистрировано 72,7 тысячи преступлений, либо 103,8% к уровню того же периода предыдущего года. Зарегистрировано 9480 особо тяжких и тяжких преступлений - 13% от общего количества. К началу 2015 году прекратился процесс сокращения количества заключенных в Беларуси и увеличилось количество заключенных в ЛТП.
В исправительных колониях для взрослых содержались 22 859 человек, из которых 2185 - женщины. В воспитательных колониях для несовершеннолетних - 170 человек в возрасте до 21, из них 83 - несовершеннолетние. Еще 118 несовершеннолетних содержались в следственных изоляторах. Количество женщин и несовершеннолетних в местах заключения выросли, соответственно, на 12% и 23%. В тюрьмах содержатся 589 заключенных, в следственных изоляторах 6158 человек. Количество заключенных в следственных изоляторах за 2012-2014 годы выросла на 20 процентов. За этот же период выросла на 20 процентов количество приговоров к лишению свободы. Всего в 2014 году осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа 2543 человека, за 6 месяцев 2015 года - 1 717 человек.