Такие данные приведены в исследовании Белорусского института стратегических исследований (BISS) «Повышение страновой конкурентоспособности Беларуси: что упускают государственные программы развития». Его презентация состоялась 3 марта в Минске.
В 2011 г. в список целей программы деятельности правительства Беларуси было включено повышение позиций страны в мировых рейтингах конкурентоспособности. Составители программы предполагали, что благодаря реализации мер, предусмотренных для достижения этой цели, Беларусь попадет в топ-30 стран по уровню конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Однако воз и ныне там. До сих пор дня Беларусь так и не включена ни в рейтинг ВЭФ, ни в другой рейтинг, оценивающий конкурентоспособность стран (рейтинг Международного института управленческого развития). Проблема здесь вовсе не в критически низком уровне конкурентоспособности Беларуси, а в недоверии составителей рейтингов к официальным статистическим данным, которые необходимы для расчета позиций в рейтингах.
согласно оценкам Исследовательского центра CASE-Belarus, сделанным по методологии ВЭФ, если бы Беларусь была включена в этот рейтинг в 2014 году, она заняла бы только 55 место, соседствуя с такими странами, как Мексика и Коста-Рика. То есть меры по повышению страновой конкурентоспособности, предусмотренные в программе деятельности правительства, оказались недостаточными для попадания Беларуси в топ-30 стран рейтинга Всемирного экономического форума.
Почему? Ответ на этот вопрос попытался дать в своем исследовании аналитик BISS Александр Автушко-Сикорский. По его словам, некоторые сферы повышения конкурентоспособности в белорусских госпрограммах либо совсем забыты, либо упоминаются лишь частично.
Как отмечается в исследовании, белорусские государственные программы развития (и сопутствующие им секторальные программы), созданные в период с 2011 по 2015 годов, из 10 составляющих конкурентоспособности в полной мере учитывают необходимую деятельность лишь только по 5 составляющим.
Некоторые параметры составляющих инфраструктуры, финансовых институтов, государственных институтов, рынка труда и высшего образования не учитываются.
Так, в параметрах инфраструктуры программные документы учитывают в первую очередь модернизацию и обновление физической инфраструктуры, игнорируя деятельность по улучшению показателей в параметре логистики. В составляющей финансовых институтов программы не учитывают параметр увеличения доступности венчурного инвестирования. В составляющей высшего образования косвенное внимание уделяется таким параметрам как качество подготовки менеджмента, и качество и доступность услуг повышения квалификации и подготовки кадров. В составляющей эффективного рынка труда полностью игнорируются параметры способности страны удерживать и привлекать талантливые кадры, а также параметр легкости найма и увольнения сотрудников. В составляющей государственных институтов программы оставляют без внимания параметры верховенства права и качества управления, и эффективности институтов власти.
При этом в исследовании подчеркивается, что переход на более высокий уровень конкурентоспособности в Беларуси может быть обеспечен за счет усиления деятельности в области развития инфраструктуры инноваций. «С учетом особенностей экономики Беларуси, мы предполагаем, что драйвером перехода к экономике, движимой инновациями может стать активное развитие в Беларуси сектора IT-услуг», - говорится в исследовании.