Ситуация с задержанием в Забайкалье белорусского фарфора может стать поводом для новых серьезных проблем.
Эксперты прогнозируют, что под угрозой запрета на российском рынке могут оказаться наиболее востребованные белорусские товары, сообщает «Завтра твоей страны».
О возникновении проблем с белорусской продукцией в Забайкальском крае сообщил лично главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. При проведении плановых проверок у индивидуального предпринимателя были обнаружены изделия ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», не соответствующие гигиеническим нормам. «Содержание кадмия в продукции превышало предельно допустимые концентрации в 242 раза, а свинца -- в 60 раз», -- привел данные главный санитарный врач.
Между тем, на официальном сайте Добрушского фарфорового завода заявляется о соответствии продукции предприятия не только белорусским, но также российским и украинским стандартам. Опубликованы даже копии сертификатов соответствия. Полученный в России сертификат действителен до 14 октября 2011 года.
Белорусские эксперты высказывают опасение о возможном введении новых ограничений на ввоз в Россию белорусских товаров. Ведь заявления Геннадия Онищенко уже не раз предваряли торговые «войны» между союзниками. В прошлом году, к примеру, именно он обосновывал необходимость ограничения допуска белорусской молочной продукции на российский рынок.
Впрочем, по мнению главы Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, основные причины возникновения сложившейся ситуации все же коренятся, в первую очередь, не в политике, а в экономике.
«Такую политику в отношении белорусских товаров диктуют российские корпорации и группы бизнесменов, продукция которых не может конкурировать по соотношению цены и качества с белорусской. Эти бизнесмены заинтересованы в создании нетарифных барьеров, из-за которых и возникают торговые войны, -- отмечает лидер белорусских предпринимателей. -- Вот почему под угрозой запрета могут оказаться любые товары, которые являются качественными и пользуются спросом у российского потребителя».
Возможность введения ограничений на ввоз белорусских товаров в Россию, которая остается основным рынком сбыта для белорусских предприятий, является одной из основных угроз для стабильности экономики Беларуси. Дисбаланс внешней торговли в последнее время вызывает серьезную озабоченность у экспертов Международного валютного фонда. В прошлом году отрицательное торговое сальдо стало одной из главных причин разовой девальвации белорусского рубля на 20%.
По итогам января-марта текущего года Минску удалось сократить дефицит торгового баланса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но он все равно остается значительным -- свыше 1.2 млрд. долларов. Отрицательное сальдо во многом формируется за счет торговли с Россией, на которую приходится почти половина белорусского товарооборота.
Для Минска крайне важно сохранение объемов поставок в Россию таких основных экспортных позиций, как грузовики, тракторы и сельхозтехника. О беспокойстве по поводу перспектив торговли этими товарами уже не раз заявляли белорусские чиновники. Беларуси необходимо продолжать реализовать на российском рынке продукты питания, одежду и обувь, а также другие товары. По мнению Владимира Карягина, все они «находятся в зоне риска».
Декларируемая в последнее время Россией политика протекционизма может оказаться совершенно убийственной для небольших белорусских предприятий -- неважно, что они производят – если российский рынок является для них единственным. Если он закрывается -- поступлений валюты нет. Эксперты отмечают, что, возможно, именно на это и рассчитана очередная демонстрация со стороны главного санитарного врача России.
«На российском рынке очень тяжело работать. Там нашим товарам не очень рады, -- констатирует Владимир Карягин. -- К примеру, каждая машина, которая пересекает российскую границу, проверяется крайне внимательно. Вот почему экспортом белорусских товаров в Россию занимаются в Беларуси только 300 индивидуальных предпринимателей».
Как отмечает лидер предпринимателей, улучшить условия торговли могут только ясные договоренности на высшем уровне.