Независимые исследователи опять доделали работу, за которую еще в 2011 году взялось и по ходу процесса забыло правительство – в рамках определения позиций страны в мировых рейтингах конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума WEF.
Строго говоря, Синеокая в этот рейтинг не включена, но если бы такое паче чаяния случилось, то родина наша оказалась бы, на 55 месте, соседствуя с такими странами, как Мексика и Коста-Рика. Результаты исследования BISS были озвучены в Минске 3 февраля.
Полагаясь на эту оценку, можно заключить, что меры по повышению страновой конкурентоспособности, мягко говоря, не сработали – мы хотели пробиться в тридцатку с прицелом на вхождение в премиум лигу. И проблема здесь не столько в критически низком уровне конкурентоспособности Беларуси, сколько в недоверии составителей рейтинга к официальным статистическим данным, принятым к расчету.
У правительства сложились достаточно сложные отношения с мировыми рейтинговыми агентствами. К примеру, сотрудничество с Standard & Poor's в бытность г-на Сидорского на посту премьера и история его вояжей в лондонский офис агентства в 2000-ные можно оценивать в качестве экономического прорыва. Или провала. Как кому понравится. Но в грубом прочтении экономических реалий, деньги Беларуси дают в долг под повышенный процент – не так как Словакии с ее развивающимся автомобильным кластером, не так как Польше с ее претензиями на региональную экономическую гегемонию, и даже не так как Греции с ее скандальной кредитной репутацией. Мы кредитный изгой.
Поэтому пропагандисты больше любят рейтинги странового развития в социальном измерении, показатели под которые денег не потребуешь. Но для внутреннего потребления звучит неплохо – а из уст государственных глашатаев просто завораживает. Так в рейтинге эффективности национальных систем здравоохранения, подготовленном агентством Bloomberg, Беларусь заняла 42-е место и опередила США.
В составленном на основе данных ВОЗ рейтинге Save the Children Беларусь является лидером в СНГ и занимает 25-е место среди 179 стран по условиям для материнства. В индексе развития информационно-коммуникационных технологий Международного союза электросвязи Беларусь заняла 38-е место и впервые вышла на лидирующие позиции в СНГ, опередив Россию и Казахстан.
В Исследовании ООН 2014 года об уровне развития электронного правительства, оценивающем использование информационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам государственных услуг в 193 странах, Беларусь заняла 55-е место и относится к группе стран с высоким уровнем развития электронного правительства.
Почему в этой ситуации Всемирный экономический форум (индикатор WEF) не верит Белстату? Почему агентства Standard & Poor's и Moody's столь прохладно оценивает качество долговых обязательств Республики Беларусь? Если конкретно и предметно, то речь идет о качестве правительственного менеджмента.
Попытка журналистов спровоцировать исследователей из BISS на конфронтацию с комитетом статистики явно не удалась – это, кстати, стало основной, если не единственной интригой презентации 3 марта. Спрашиваем, где соврал или умолчал Белстат, отвечают что-то про трудности коммуникаций с европейскими партнерами.
Внятно – только об уровне безработицы, который отличается в формальных статотчетах и результатах опроса домашних хозяйств. Ну и ладно, и так понятно, что аналитики независимо от их ведомственной принадлежности (или ведомственной независимости) находятся в одной лодке и поддерживают между собой самые тесные отношения. По инсайдерским данным, еще со студенческой скамьи.
Поэтому выводы исследования правильнее всего рассматривать в русле интеллектуального частно-государственного партнерства, предположив, что улучшить позиции Беларуси в рейтинге WEF - до 30 места - не удалось по двум возможным причинам. Первая - неправильный выбор направлений деятельности и/или неверное формулирование целей и задач программных документов правительства.
Иными словами, государственные ведомства могли неправильно выбрать или упустить некоторые направления деятельности, работа в которых должна была привести к повышению страновой конкурентоспособности Беларуси. Вторая - неверная разработка конкретных мер в рамках этих направлений, или же неэффективная имплементация таких мер.