Пересчитанные тарифы на услуги ЖКХ могут опять повыситься к началу следующей зимы.
Ситуация с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а затем возврат на прежние позиции — это далеко не первый случай, когда правительство обижает население, а затем Лукашенко его спасает. Прежде чем вдаваться в хитросплетения этих взаимоотношений, разберемся, почему растут тарифы.
Во-первых, бюджет на 2016 год очень дефицитный. Он был сверстан, исходя из цены 50 долларов за баррель нефти. Сейчас, напомню, это сырье стоит 30 долларов/баррель. При таких ценах наш бюджет может недополучить около 10—12 % от запланированных доходов. Следовательно, нужно уменьшать и расходы, в частности на субсидирование ЖКХ. Самый простой способ сократить субсидии на ЖКУ — повысить тарифы.
Во-вторых, продолжаются переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о выделении кредита Беларуси. Одним из условий является доведение тарифов на ЖКУ до стопроцентного возмещения населением. Это обычное требование МВФ для всех стран: граждане должны полностью оплачивать услуги ЖКХ, а государство может по своему усмотрению оказывать адресную социальную помощь тем категориям, которые не в состоянии осилить такие тарифы. Соответственно, повышение стоимости ЖКУ позволяет занять выгодную позицию на переговорах с МВФ.
Просчет заключался в том, что правительство ввело в действие новые тарифы несколько несвоевременно. Зима — это отопительный сезон, а правительство повысило тарифы именно на отопление, энергоносители, воду и др. Граждане увидели жировки, «выросшие» в 1,5 раза. Если бы все было сделано в марте, никто не заметил бы повышения вплоть до осени, а к тому времени тарифы уже «устоялись» бы.
Если копнуть чуть глубже, можно выяснить, что газ и электричество, по официальным данным, подорожали на 20 %. Почему они подорожали? Вышло соответствующее постановление Совета Министров от 5.01.2016 № 3. Граждан возмутил и 33-процентный рост тарифов на отопление и горячее водоснабжение (согласно постановлению Совета Министров от 20.01.2016 № 32). Все говорит о том, что премьер-министр и глава администрации президента были в курсе происходящего, ведь они подписывали данные документы. Это было осознанное политическое действие в складывающейся ситуации.
Поэтому слова Лукашенко о том, что чиновники на местах что-то сделали не так, ввели неправильные тарифы, звучат как-то странно. Вполне возможно, в некоторых случаях жировки были пересчитаны с ошибками, однако это трудности конкретной бухгалтерии, выставляющей счета, а вовсе не та проблема, которую стоит поднимать до президентского уровня. Ее можно решить в частном порядке: граждане могут потребовать перерасчета тарифов по месту жительства.
В качестве наказания уместно было бы вынести административные предписания в отношении конкретных должностных лиц в рамках трудового законодательства: предупреждения, выговоры, понижения в должности. Я это к тому, что если чиновник действовал в соответствии с нормативными правовыми актами, которые подписал его непосредственный руководитель в лице премьер-министра, то акция с арестами и уголовными делами выглядит очень сомнительно. Все происходящее похоже на большую пиар-акцию, когда руководство страны защищает народ от вороватого бюрократа, который неправильно насчитал тарифы.
Чего ждать гражданам дальше? Стоит вспомнить начало 10-х годов, когда курс доллара и цены на бензин стремительно росли, что вызвало протесты граждан. Тогда, как и сейчас, Лукашенко устроил «выволочку» правительству, приказал не поднимать цены так резко и вернул их назад. Впоследствии цены начали плавно догонять курс доллара, и люди перестали обращать внимание на их рост.
Я уверен, с тарифами на услуги ЖКХ будет примерно такая же история. Возможно, нам пересчитают их «вниз», однако постепенно стоимость ЖКУ все равно повысится, и к следующей зиме мы будем платить столько, сколько нужно государству.
Владимир Ковалкин, “Белорусы и рынок”