Празднование Масленицы начинается за неделю до Великого пасхального поста.
По церковным канонам на этой неделе уже нельзя есть мясо, но при этом разрешены молочные продукты. Масленица - название, которое указывает на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступает 1 мая, пишет zn.ua.
Древняя византийская традиция говорит о "сырной седмице" (неделе) перед постом, но на Руси, когда на ее земли пришло христианство, больше употребляли другие молочные продукты, из которых самым похожим на сыр было масло.
Нехристианские традиции славянской масленицы восходят к языческим обычаям, связанным с проводами зимы и встречей весны. В странах восточной Европы масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках.
Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка. Основным угощением Масленицы являлись блины, вся же неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица". Следует отметить, что Масленица - праздник больше мирской, нежели христианский.
Церковь называет ее "светлым предпутием воздержания" и "началом умиления и покаяния", а не преданием разгулу, обжорству, мирским забавам и развлечениям. Однако с годами обычаи переплелись. Масленицу до Крещения Руси связывали с днем весеннего равноденствия и гуляли две недели. Долгое время для славян она была Новым годом, который на Руси до XV века праздновался в марте. Церковь немногим позже оставила прижившееся в народе празднование прихода весны, но сократила празднование вдвое и сдвинула его по времени, чтобы оно не противоречило Великому посту.