Гомельские предприниматели все больше нацеливаются на бизнес-эмиграцию в соседние страны – Россию и Украину.
Гомельская предпринимательница Наталья по образованию - экономист-менеджер, заочно училась в одном из российских институтов.
Последние полтора десятилетия ее жизнь связана с Прудковский рынком, где вдвоем с мужем Наталья арендует два торговых павильона.
«С этого торгового «пятачка» все доходы нашей семьи. Сама с мужем живу, сына учим, да еще и государство поддерживаем. Налоги, аренда, выплаты в фонд социальной защиты - все из этого «пятачка», - рассказала Наталья «Радыё Свабода».
Два месяца - январь и февраль - Наталья, как и большинство предпринимателей Прудковского рынка, не работала в знак протеста - указ № 222 с его требованием иметь сертификат качества и товарно-транспортные накладные на каждый вид товара поставил предпринимателей на грань выживания. Наталья замечает, что на московских оптовых рынках, где они с мужем чаще приобретают и мужское, и женское платье, из белорусских предпринимателей только посмеиваются:
«Вам нужен товар или бумажки? Хотите товара - берите, хотите бумажек - ищите бумажки».
Зимние «каникулы» в Натальи пошли на то, чтобы немного отдохнуть и найти требуемые согласно указу № 222 сопроводительные бумажки на некоторые куртки и другую одежду для мужчин, чтобы с началом марта возобновить работу на рынке. Сидеть больше дома не получалось, так как сбережения быстро выветривались. К тому же сына нужно учить.
«Нашла я некоторые товары с документами в России, - говорит предпринимательница, - но цена закупки сразу оказался выше на 40 процентов. И мне надо хоть чуточку заработать. Теперь вот называю людям новую цену, то они мне в глаза открыто заявляют: «Дешевле в Украину или в Россию съездить и там одеться».
Закупать товары белорусской легкой промышленности Наталья вообще не видит смысла:
«Ну кто, скажите, пойдет их приобретать на рынок, если они есть в магазинах? Это же абсурд! Если бы оптовики отпускали нам товары в соответствии с белорусскими зарплатами, можно было бы еще что-то реализовывать. А если нет особого выбора и заоблачные цены, то нечего щеки надувать: покупайте белорусское, покупайте белорусское! Покупателей с нашими зарплатами чрезвычайно мало - люди обеднели».
Сейчас Наталья сожалеет, что не свернула с мужем свой мелкий бизнес сразу после Нового года, а заплатила за два месяца и аренду, и взнос в фонд социальной защиты - всего около 17 миллионов:
«Я уже работала бы где-нибудь в России - в Клинцах или Новозыбкове.
Ведь у нас здесь нет перспективы - уже многие позакрывались. А кто взял белорусский товар, тот уже не раз пожалел».
Предприниматель не соглашается с утверждениями чиновников, что из-за предпринимателей белорусская легкая промышленность пришла в упадок:
«Ага, мы и тракторное, и комбайновое производство шокировали. Везде предприниматели виноваты. Я бы с удовольствием поехала 14 марта в Минск на площадь, чтобы сказать, кто виноват, но, честно говоря, у меня не получится. Месяц или два поработаю - и буду решать, сворачивать здесь начисто весь свой бизнес, или что-то оставить».
Подобный настрой у большинства предпринимателей, с кем довелось беседовать на Прудковском рынке.
«Здесь многие работают до первой серьезной проверки.
Стоят «на авось», потому что не знают, куда девать все свои товары», - объясняет ситуацию предпринимательница Татьяна, торгующая буквально в десяти метрах от Натальи.
Сидеть без дела и ждать, пока так называемые «рабочие группы», образованные властями в ответ на массовые протесты предпринимателей, к чему-то договорятся, Наталья не собирается:
«Я присмотрела себе лавочку для аренды в Клинцах - буду там понемногу разворачивать торговлю. Может еще неделю или две, пока правительственные рабочие группы скумекают и что-то решат в своих кабинетах вместе с администрацией Лукашенко. Но пошел уже третий месяц, а они все еще консультируются, согласовывают. За это время можно было уже даже на Луну слетать, согласовать там все с марсианами и обратно вернуться. А белорусские чиновники лишь имитируют деятельность, но ничего достойного не продуцируют».