И это далеко не предел.
Эксперты исследовательского центра BIPART и проекта «Цена правительства» презентовали очередной индекс «ЧаркаШкварка». Этот показатель состоит из цены 100 граммов свинины и 100 граммов водки и ежеквартально рассчитывается на основании данных Национального статистического комитета. Индекс помогает определить, насколько обесценилась национальная валюта, а также сопоставить доходы и расходы белорусов с аналогичными показателями у ближайших соседей, сообщает «Радыё Свабода».
Как следует из анализа, в течение 2015 году чарка и шкварка уверенно приближались к народу - индекс «ЧаркиШкварки» (ЧШ) дешевел до третьего квартала включительно. Однако уже по итогам четвертого квартала продуктовый набор подорожал, достигнув стоимости +21795 рублей. Рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 347 рублей, или 1,6%.
Таким образом, покупательная способность зарплат белорусов сократилась: сейчас среднестатистический житель может позволить себе 321 ЧШ в месяц, что эквивалентно 32,1 килограммам свинины и 32,1 литрам водки. При этом около 4 килограммов условного шкварки и 4 литров такого же условного сильного алкоголя придется отдать в бюджет в качестве подоходного налога. А еще 320 граммов свинины и водки заберут в Фонд социальной защиты населения в счет будущей пенсии.
У большинства соседей дела с «ЧаркаШкварками» намного лучше. Так, в Литве на среднюю зарплату можно купить 504 ЧШ в месяц, в Латвии - 511, в Польше - 654. Даже россияне, чья экономика переживает не лучшие времена, могут себе позволить 396 ЧШ ежемесячно, а это на 75 рюмок и шкварок превышает показатель белорусов. Хуже дела обстоят только в Украине - 287 ЧШ. Но немаловажный факт - там, по сути, идет война.
Белорус, напомним, может позволить себе 321 ЧШ. По сравнению с предыдущим кварталом потеряные 3 «рюмка-шкварки» (в третьем квартале 2015-му на среднюю зарплату можно было купить 324 «джентльменских набора»).
Но, как уточняют эксперты центра BIPART и проекта «Цена правительства», на самом деле результат мог быть еще более провальный, если бы не рост средней зарплаты в декабре на 675 тысяч рублей. Это был рекордный прыжок, наивысший за весь прошлый год. Но музыка недолго играла - уже в январе все стало на свои места, зарплаты снизились на 872 тысячи. Сейчас среднестатистический белорус зарабатывает примерно столько же, сколько в апреле 2015-го.
Тем не менее, несмотря на серьезные проблемы в экономике, белорусы с точки зрения индекса ЧШ на протяжении прошлого года практически не обеднели.
Как подчеркивают исследователи, ответ на вопрос довольно прост: в последнее время водка практически не дорожала, а свинина - наоборот, даже дешевеет. И если применить методику расчета ЧШ к другому продуктовому набору, картина выйдет не такая привлекательная.
В качестве наглядной иллюстрации предлагается взять пример, предложенный Лукашенко. Какое-то время назад Александр Лукашенко призвал белорусов не есть на ночь картофель с мясом, посоветовав потреблять ее... с селедкой.
Итак, если составить из 300 граммов картофеля и 200 граммов селедки условный индекс «Картофель-Сельдь» (КС), то окажется, что картошка с селедкой, в отличие от рюмки со шкваркой, за год существенно подорожали. В начале 2015 году один КС стоил 9990 рублей, а к декабрю его цена выросла до 11 490 рублей. Даже декабрьский скачок зарплат не спас ситуацию - покупательная способность зарплат в КС за год практически не изменилась. Так что здоровое питание - каким его видит Лукашенко - более доступным для народа не стало.
Какой «ЧаркаШкварочный» прогноз на текущий, 2016-й год? Очевидно, что роста зарплат ждать вряд ли приходится - эксперты солидарны, что в этом году экономическая ситуация будет еще сложнее, чем в прошлом. Резкое снижение зарплат в январе и обвальная девальвация рубля это только подтверждают.
Но что касается цен, то остается шанс на более-менее позитивную динамику. Инфляцию никто не отменял, но не исключено, что Национальному банку удастся сдержать ее в относительно приемлемых рамках. Политика сдерживания денежной массы дает свои плоды - цены растут довольно медленно, а на товары без импортного составляющей иногда даже снижаются. Однако происходит это, прежде всего по той причине, что в экономике не становится больше денег, другими словами - за счет ограниченного роста зарплат.
Не имея лишних денег, белорусы начинают экономить на покупках, что, в свою очередь, мотивирует продавцов снижать цены - иначе их никто не купит.