Известные архитекторы бьют тревогу и готовят предложения для правительства.
Члены РОО "Белорусский академический центр МААМ» высказывают серьезную обеспокоенность чиновничьей волокитой в строительной сфере, которая приводит к регулярной потере инвесторов и оттоку капиталов из страны, сообщает ej.by.
По данным архитектора Владимира Кривошеева, в творческой мастерской, которую он возглавляет, сейчас приостановлена деятельность по 80% крупных инвестиционных проектов в строительстве. Причина во всех случаях одна -проволочки и некомпетентность чиновников при решении вопросов выделения и согласования площадок под строительство объектов. И такая ситуация характерная для всей страны.
По мнению эксперта, проблема отсутствия взаимопонимания между самыми различными землеустроительными организациями (городскими, районными, областными, комитетами по архитектуре) в условиях экономического кризиса приводит к замораживанию проектов на неопределенный срок. Убытки от таких проволочек даже невозможно подсчитать, но они прямым образом влияют на объемы работ в строительной сфере и на ВВП страны. При этом речь идет не о каких-то принципиальных вопросах, которые действительно требуют много времиени для решения, а о мелочах, которые не касаются ни проекта в целом, ни характера инвестиций, ни самого строительства.
История о том, как в течение шести лет в военном городке 137А «Семков городок» компания-застройщик «МедФармИнвест», не могла начать строительство из-за невозможности согласовать проект застройки -- вопиющий. Чиновники от архитектуры Миноблисполкома выделили участок без разработанной и утвержденной градостроительными организациями документации. Участки для нескольких владельцев были нарезаны вплотную. Соответственно возникли трудности в согласовании возможности организации подъездных путей и сетей коммуникаций для обслуживания стройки нового производственного предприятия по изготовлению лекарств.
С 2013 по 2015 годы "МедФармИнвест" направила свыше 30 (!) обращений в районные градостроительные организации Минска и провела множество судебных заседаний, чтобы ей позволили протянуть сети коммуникаций, а также разрешили подъезд строительной техники.
Решение нашлось, но иностранный инвестор, который был готов поделиться и новейшими европейскими технологиями по производству медпрепаратов, расторг соглашение и ушел к другому, более расторопному, партнеру. Оценивая риски начала нового крупного строительства многие потенциальные инвесторы отказываются от своих планов, даже не начав их реализовывать.
Аналогичная участь постигла почин "МедФармИнвеста" при проектировании аптеки по ул. Гинтовта в Минске. Здесь белорусская компания сама выступила инвестором. История с невозможностью запроектировать подъездные пути и разметки территории для подведения коммуникаций повторилась. Земельный участок, который оформил Комитет по архитектуре Мингорисполкома, изначально был непригоден, так как должен был иметь «красные линии» развязок. В результате объект так и не был построен.
В другом случае пострадали инвесторы в поселке Гатово, где более тридцати белорусских предприятий в 2014 году получили площадку в 30 тыс. кв. м. В общей сложности, в производственные мощности различного назначения планировалось вложить около 8 млрд рублей - по тем временам большие деньги. Но прошло почти три года, и до сих пор остается нерешенным вопрос о дополнительном строительстве электроподстанции. Результат опять плачевен - потеря инвестиций, провал реализации ряда проектов, которые могли принести и новые рабочие места и дополнительные поступления налогов в бюджет. Подобных примеров можно привести огромное множество.
Председатель "Белорусского академического центра МААМ" Вальмен Аладов считает, что в цивилизованных государствах такие вопросы должны решаться за несколько часов, а не годы, как это сейчас происходит в Беларуси. По мнению эксперта, существующую практику необходимо менять, причем, кардинально.
Как рассказал Вальмен Аладов, позиция членов "Белорусского академического центра МААМ" по данному вопросу такова, что необходимо вернуться к старой советской практике, когда существовал единый планирующий и законодательный орган в проектировании крупных строительных объектов. Речь идет о Госстрое. Можно также дать соответствующие полномочия Министерству архитектур и строительства, либо организации экспертного совета из числа опытных архитекторов.