Под жестким давления Путина Лукашенко согласится на усиление военных и оборонительных отношений с Россией.
Об этом в интервью charter97.org заявила известный политолог, старший научный сотрудник Брукингского института Лилия Шевцова.
- С Лукашенко сняли санкции. Что это говорит о позиции ЕС в отношении человека, которого называют последним диктатором Европы и как характеризует отношение ЕС к Беларуси?
- Если речь идет о Брюсселе и ЕС, то я была очень удивлена, когда Ангеле Меркель удалось добиться согласия всех членов ЕС на санкционный план в отношении России. Это уникальное проявление единства и уникальной для европейцев смелости, поскольку до сих пор европейская бюрократия и политическое руководство Европы демонстрировало стремление к компромиссам со всеми. С российским лидером Путиным, азербайджанским лидером и другими диктаторами.
Поэтому поиск Европы любых форм консенсуса, их склонность идти к компромиссам — это свойство европейской дипломатии, которая давно уже забыла о каких-то принципах и не готова за них бороться. Тем более, они не готовы бороться за принципы и ценности, если этого не делают американцы и они не чувствуют за собой подталкивающую и поддерживающую руку Америки.
Хотя ситуация для Беларуси начинает усложнятся, Россия уже не может экономически вытягивать все бремя помощи и появляется новый канал поддержки власти.
- В ходе последнего заседания Высшего совета «союзного государства» в Беларусь приехали и Путин, и Медведев. Насколько далеко зашла интеграция России и Беларуси, по вашему мнению, есть ли у Лукашенко место для маневра?
- Я бы не преувеличивала степень прочности так называемого «союзного государства» и сам формат его существования, несмотря на всю риторику и союзный парламент (где непонятно кто заседает и что он делает). Лукашенко удалось невозможное. Даже мало кто ожидать от директора совхоза такой дипломатической и макиавеллистской прыти — сохранить независимость Беларуси. В то же время он сумел сделать Россию дойной коровой.
Я думаю, что Беларусь во многом продолжает оставаться независимым государством, которое использует российский канал для поддержки собственной системы, но Лукашенко, очевидно, каким-то образом придется компенсировать свой поворот к Европе за счет согласия на усиление военных и оборонительных отношений с Россией.
Он долго отказывался от того, чтобы соглашаться на строительство базы. Из Минска все время слышалась по этому поводу очень противоречивая риторика, но с точки зрения базы он постоянно оттягивает решение, поскольку создание российской базы, тем более в ситуации конфронтации между Россией и Западом, делают Беларусь очень уязвимой страной.
Но я думаю, что вопрос о базе, особенно под таким жестким давлением Путина, решен. База состоится, другое дело, что Лукашенко будет оттягивать момент строительства. Пока ему позволяет ситуация Лукашенко будет балансировать между двух коров. Пока...