Презентация сборника стихов Владимира Некляева прошла 10 марта в Белорусского доме в Варшаве.
На презентацию книги «Listy do Voli» известного поэта и общественного деятеля Владимира Некляева пришли политики, журналисты, литераторы, студенты, сообщает корреспондент сайта charter97.org.
В книгу вошли стихи, написанные Некляевым во время судебного процесса по Площади 19 декабря 2010 года и поэма «Тюрьма». Книга также содержит предисловие автора и последнее слово политика на судебном процессе.
Презентацию поэт начал с воспоминаний о своей жизни в Варшаве в 1999 году:
«Я жил почти год в Варшаве на Повисле. Впервые в эмиграции очень неуютно. Я был уже не мальчик, занята ниша, имя сделано, и тут я потерял все. Жизнь надо начинать с нуля. А тут как-раз смена столетий, вся Варшава гуляет. А ты сидишь сам в своем одиночестве, в праздничном городе. Так родилось стихотворение «Самолет»».
Владимир Некляев представил переводчика и литератора Чеслава Сенюха, а также филолога, составителя книги Язэпа Янушкевича:
«Чеслав Сенюх - исключительный человек! Переводчик, популяризатор белорусской поэзии, был диктором «Польского радио» в Москве. Язэп Янушкевич – филолог, ученый, писатель, составитель книги. Благодаря ему ее удалось выдать в Познани».
Во время презентации прозвучали песни «Бывай, Яблонская, бывай!», «Залатая сукенка», «Красуня вясна» на стихи Владимира Некляева, которые исполнил известный белорусский бард Змитер Войтюшкевич.
Некляев рассказал присутствующим почему «полез из поэзии в политику»:
«Однажды, во время моей жизни в Варшаве, мне позвонил народный поэт Беларуси Рыгор Бородулин и сказал буквально следующее: «Cлушай, к тому идет, что мы с тобой ненужными окажемся в этом мире! Людьми, которые бессмысленно прожили жизнь. Я был недавно в школе, читал стихи и увидел, что меня дети не понимают. В моей стране, маленькие белорусы меня уже не понимают! Кому я пишу?».
Тогда в школе был один час белорусского языка. И эту проблему не решить искусством, только политикой! У меня часто спрашивают, почему я полез из поэзии в политику. Ну так вот, это основная причина, по которой я там оказался», - поделился Некляев.
Взяв в руки «Listy do Voli» поэт стал рассказывать о своем заключении в СИЗО КГБ:
«Главное выстоять, духом внутри выстоять. Человек привыкает к несвободе. Желание просто физически выжить начинает перекрывать все. Вне камеры ты во власти охранников, следователей. А в камере на некоторое время свободен от пыток, от риска быть избитым, а может и убитым. Я часто об этом думал. В 30-е годы в «американке» стреляли.
Было страшно, хоть я знал, что не поведут стрелять. Не 1937 год, это невозможно! Вот когда везли меня полностью голого, кинули в машину, так я не знал, что со мной будет. Я рад был, когда увидел, что нахожусь в тюрьме, а не в лесу закопали», - рассказал Владимир Некляев.
Поэт так же рассказал, как его таскали с допроса на допрос:
«Тюремщики чувствуют себя всемогущими, а ты понимаешь, что это мусор! Я однажды спросил у охранника, который вел меня на допрос, сколько он зарабатывает. Сначала он не хотел отвечать, а после назвал сумму. Я ожидал услышать число раз в пять больше! Я поинтересовался, почему он здесь, ведь можно найти другую работу. Охранник вдруг закричал: «Лицом к стене! Ноги расставить!» - и мне шах в промежность палкой».
Под конец презентации Некляев попросил присутствующую в зале белорусскоязычную испанку Анхелу Эспиноса прочесть несколько стихотворений её авторства.
Владимир Некляев читал во время презентации отрывки из своих книг «Прошча», «Кон», «Развітальны жэст Жыгімонта».
Желающие могли купить книгу с автографом автора.