Директивы и указы диктатора по экономике издаются вовсе не для того, чтобы реально что-то менять.
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии, экономист Лев Марголин прокомментировал сайту charter97.org заявление директора департамента по предпринимательству Минэкономики Петра Арушаньянца о том, что скоро выйдет обновленный вариант Директивы №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности».
- Как прокомментируете информацию о том, что вскоре должен выйти обновленный вариант директивы?
- Плохо, когда обновляются вещи, которые не исполняются. Это мне напоминает ситуацию во времена социализма, когда предприятиям постоянно корректировали план в сторону уменьшения.
Нет смысла обновлять директиву, которой уже несколько лет, и которая была благополучно завалена. Новый вариант будет таким же, как и предыдущий.
- Тогда в 2010 году Лукашенко играл с Западом. Играет и сейчас?
- Первая версия директивы была заявлена, как достаточно радикальная. Там было много неплохих решений, хотя она была далека от комплексности. Единственный плюс, который может вспомнить любой человек, который имеет отношение к бизнесу, - это упрощение регистрации бизнеса. Можно было зарегистрировать бизнес фактически в течении недели.
Но, как говорится, бывает так, что «рубль за вход и два за выход». Для того, чтобы бизнес нормально функционировал одного облегчения входа недостаточно, есть множество других нюансов, но даже то, что было предусмотрено, не было выполнено.
Все взаимосвязано. Запад нужен Лукашенко для денег. Запад требует реформы, но их нужно законодательно оформлять. Чаще всего все эти постановления, директивы, указы издаются только для того, чтобы пустить пыль в глаза западным партнером, а не для того, чтобы что-то реально делать.
- - Возможна ли в принципе «либерализация» экономики при диктатуре?
- Речь идет в общем-то не о «либерализации», а о комплексной реформе. Реформы бывали и при диктатурах. Чилийский диктатор Аугусто Пиночет проводил достаточно успешные реформы.
Любые комплексные реформы экономики чреваты последствиями для единоличного правления. Экономика не терпит диктатуры. А как только диктатор «освобождает» экономику, тут же начинают расшатываться и политические устои.
Вот именно это и чувствует свои звериным чутьем Лукашенко, когда говорит что «таких реформ в Беларуси не будет».
Но есть давление со стороны общества, есть давление со стороны номенклатуры. Все, кроме Лукашенко, понимают, что дальше так жить нельзя. Лукашенко единственный, кто этого не понимает или делает вид, что не понимает. Что-то приходится делать, на какие-то уступки идти. Пусть даже на словах. Просто отмалчиваться уже не получается.