Бывший председатель Верховного Совета считает, что надо было прописать в Конституции 1994 года выборность президента парламентом.
«Работа началась с 1991 года. Через год после избрания нашего Верховного совета. Вопрос о Конституции был рассмотрен на заседании. Приняли положительное решение, а для его исполнения создали комиссии по разработке Конституции», — рассказал «Еврорадио» Мечислав Гриб, который в марте 1994 года был председателем Верховного Совета, руководил страной и лично подписал первый вариант Конституции независимой Беларуси.
Сегодня Гриб живет один в большой квартире почти в центре города и в официальном праздновании Дня Конституции участия не принимает. Говорит, что принятие первой Конституции он с друзьями отмечает в тесном кругу.
В 1991 году в состав комиссии по разработке основного закона вошло около 80 человек. Гриб рассказывает, что она была разделена на 2 группы — демократическую и коммунистическую. На общих заседаниях они договаривались по спорным вопросам. Работали над Конституцией три года, а приняли за один день. 15 марта 1994 года Мечислав Гриб поставил свою подпись под окончательным вариантом текста. А вот ручка, которой эта подпись ставилась, куда-то исчезла.
«В торжественной обстановке я подписал. По поручению. Было специальное постановление Верховного совета поручить мне подписать Конституцию. Я ее подписал. Ручкой чернильной. И эту ручку, и все письменные принадлежности отдал в Музей истории. Они там хранились некоторое время, а потом куда-то пропали», — рассказывает Гриб. Возможно, памятную ручку спрятали подальше от глаз, а потом она просто затерялась в фондах.
«Я спрашивал у них. Никто ничего не ответил. А потом я перестал искать», — говорит второй руководитель независимой Беларуси.
В ходе обсуждения проектов Конституции возникало много спорных моментов. Большинство из них касалось президентской должности. Часть депутатов была против ее введения. У Беларуси был шанс стать парламентской республикой. Однако большинство отбросило эту идею. Тогда почти никто не сомневался, что пост президента займет глава правительства Вячеслав Кебич. Получилось иначе.
Мало кто знает, что Лукашенко, согласно первым вариантам Конституции, вообще не имел права баллотироваться. Дело в возрастном барьере. Кто знает, как бы сложилась наша история, если бы его тогда не снизили с 45 до 35 лет. Лукашенко тогда было всего 38.
«Было предложение 45. А потом — 40. А потом группа молодых депутатов — Булахов, Гончар, Лукашенко — при поддержке всей фракции БНФ внесли предложение уменьшить возраст до 35 лет».
Сегодня бывший председатель Верховного Совета сожалеет не только об этом. Мечислав Гриб говорит, что надо было прописать в Конституции выборность президента парламентом. Хотя бы на первый срок. Однако эта идея никому в голову не пришла.
«Можно было обсудить и обговорить, что первые два срока (или один) президент избирается депутатами Верховного совета. Так же было. Было в Литве, в Латвии. И сегодня в Молдове. Но этого вопроса не возникло ни у кого. Даже мысли такой не было».
К современной Конституции Беларуси Мечислав Гриб относится с пренебрежением. Говорит, что под ней он не подписывался, там стоит автограф Лукашенко. И вообще, в Беларуси не соблюдается даже отредактированная версия основного закона, который живет своей самостоятельной жизнью.
«Но эта Конституция живет сама по себе, а люди и страна — сами по себе. Указами, постановлениями, распоряжениями и так далее. Которые соответствуют Конституции либо не соответствуют».
Сегодня автор подписи под первым текстом белорусской Конституции хранит дома оба варианта основного закона — со своей подписью и с подписью Александра Лукашенко. Конституцию образца 1994 года в виде большого подарочного издания, а современную — в виде красно-зеленой брошюры. «Хорошая и плохая», — шутит Мечислав Гриб. Дома у него есть еще один раритетный вариант издания основного закона. Это маленькая карманная Конституция, предназначенная для пользования депутатами Верховного совета.