В белорусской экономике имеет место межсекторальный финансовый дисбаланс – это означает, что одни сектора потребляют денег больше, чем создают, а другие являются для них донорами. К такому выводу пришли исследователи CASE Belarus.
По их данным, общий дисбаланс в экономике Беларуси за январь-сентябрь 2015 года составил 15% в сопоставлении к ВВП.
«Сверхпотребление» осуществляют предприятия, Нацбанк и правительство. Причем вклад Нацбанка в общий дисбаланс в январе-сентябре 2015 года составил 35%, вклад предприятий – 58%, вклад правительства – 7%.
Предприятия-«сверхпотребители»
В 2012-2015 годах предприятия потребляли финансовых ресурсов в среднем на 9,4% к ВВП больше, чем создавали.
Это обусловлено низкой капиталоотдачей в реальном секторе экономике. Вкладываемые в убыточные госпредприятия кредитные средства не обеспечивают генерирования в нужном объеме прибыли для возврата долгов, что приводит к необходимости привлекать все новые заемные средства.
На что тратит деньги Нацбанк?
Вторым агентом, постоянно привносящим дисбаланс в экономику Беларуси, является Национальный банк.
В январе-сентябре 2015 года Нацбанк потратил финансовых ресурсов больше, чем создал, в объеме 5,4% к ВВП.
Вследствие хронического дефицита по текущему счету платежного баланса, расходы страны превышают ее доходы. В этих условиях Нацбанк не может накопить золотовалютные резервы за счет собственных средств. Поэтому он вынужден занимать деньги.
По сути, валютные резервы Нацбанка представляют собой не что иное, как госдолг, который по мере наступления сроков возврата приходится погашать с процентами.
Одолженные деньги Нацбанк также тратит на периодические валютные интервенции, чтобы сглаживать колебания обменного курса, а также на закрытие бреши в платежном балансе, когда притока иностранного капитала не хватает для покрытия дефицита по текущему счету.
Население стало донором экономики
В предыдущие годы львиную долю сверхпотребления предприятий и Нацбанка финансировал остальной мир. Однако, в 2015 году так и не были получены кредиты от МВФ и ЕФСР, сорвались планы по привлечению финансирования через евробонды.
В этих условиях Нацбанк вынужден был обратиться за помощью к банкам и правительству. Однако банки в январе-сентябре 2015 года не смогли привлечь достаточно ресурсов от остального мира. Чистым кредитором банков выступило только население.
Население профинансировало 66% общего дисбаланса в экономике, еще 28% покрыли банки.
В 2015 году срочные валютные вклады населения выросли на 170 млн долларов (плюс номинальный курс доллара вырос на 48%). Вместе с валютными облигациями банков население хранит в банках 8,6 млрд долларов.
Однако уровень доходов населения в долларовом выражении падает, а поэтому приходится ожидать сокращения прироста валютных депозитов населения. В этих условиях Нацбанку ничего не остается, как просить банки привлекать от нерезидентов новые кредиты.
Банки снова начали кормить Нацбанк
Банки уже с января 2015 года были вынуждены одалживать валюту и передавать ее Нацбанку. В итоге в конце 2015 года был сломлен полуторагодовой тренд оттока иностранного капитала из банков. В январе был снова зафиксирован приток иностранного капитала в банковскую систему через коммерческие банки, который составил 351 млн долларов. При этом иностранные активы самого Нацбанка упали до рекордно низкого уровня.
Чистые иностранные активы коммерческих банков и Нацбанка:
Позабыв про нормативы финансовой стабильности, Нацбанк рекомендовал банкам при установлении зарплаты своим топ-менеджерам учитывать объемы привлеченного ими иностранного капитала.
В 2010 году передача валюты от банков Нацбанку оформлялась в виде сделок СВОП, а сейчас в виде покупки облигаций Нацбанка.
В январе банки приобрели валютных облигаций Нацбанка на 832 млн долларов (по средней ставке 7,9% годовых). В портфеле банков на 1 февраля накопилось валютных облигаций Нацбанка на сумму 2,7 млрд долларов.
Минфин также помогает пополнять валютные резервы Нацбанку. Почти все облигации Минфина были выкуплены банками. Чистая задолженность Нацбанка и Минфина перед банками на начало года составляла 4,8 млрд долларов. Для сравнения: задолженность предприятий перед банками в иностранной валюте составляла 12,5 млрд долларов.